Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПРОВЕРКА НА НАУЧНОСТЬ

Критерий Поппера (фальсифицируемость)
- философский принцип, согласно которому любую теорию можно проверить на ее научность. Он звучит так: Научная теория должна быть потенциально опровергаемой (фальсифицируемой). Иными словами, если нельзя придумать опыт, в результате которого гипотеза может оказаться не верна,
- это не научно, как бы красиво она ни звучала. А ненаучная теория не имеет никакой практической ценности, так как основывается на взятых непонятно откуда предположениях.

Следует чётко различать понятия «научно» и «истинно». Любое утверждение, отвечающее критерию Поппера,
- научно. А вот истинно оно или ложно
- наука установит, проведя соответствующие исследования. Например, утверждение «Луна сделана из сыра». При всей своей абсурдности это утверждение научно, ведь можно слетать на Луну и оттяпать кусочек
- если его вкус отличается от вкуса сыра, значит утверждение ложно. А вот утверждение «Отказ от мясной пищи улучшает карму»
- нефальсифицируемо, потому что «карму» невозможно измерить ни одним прибором.

Источик: lurkmore

Другие статьи канала Критическое мышление

Критическое мышление
Образование
Подписаться

СИЛА ПОТЕРИ

Если вы девять лет не получали ничего, а потом вдруг заработали миллион долларов за год, ваше удовольствие не будет равным удовольствию от той же суммы, но равномерно распределенной на десять лет по сто тысяч долларов в год.

Нассим Талеб, из книги «Черный лебедь»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
З А П О М И Н А Т Ь И В С П О М И Н А Т Ь Мы можем себе позволить помнить только самое важное.

ЗАПОМИНАТЬ И ВСПОМИНАТЬ

Мы можем себе позволить помнить только самое важное. А то, что помним, стараемся архивировать, чтобы все вместить.

Пример: обобщения выгоднее конкретных примеров, потому что занимают меньше места в мозгу. Когда есть много частностей, которые невозможно обобщить, мы выбираем отдельные выдающиеся ключевые признаки и забываем всё остальное. Так, память усиливает ошибки.

Бастер Бенсон, из статьи «Cogntive bias cheet sheet»

Критическое мышление
Образование
Подписаться

ЭФФЕКТ IKEA

Для нас более ценный тот продукт, в создании которого мы брали непосредственное участие. Одна из концепций компании IKEA – предоставлять большое количество мебели с возможностью последующей сборки. Именно в IKEA удалось ярче всего реализовать концепцию "что смастерил, то и полюбил".

Пример: Представители Йельского университета и Гарвардской школы бизнеса в рамках исследования участникам предлагали собирать мебель или делать оригами. Результат всегда был один – своя работа всегда оценивалась субъективно лучше, чем творения других участников.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
З А Д А Ч И И Д Е О Л О Г И И Отличие идеологического мышления от научного — пристрастность.

ЗАДАЧИ ИДЕОЛОГИИ

Отличие идеологического мышления от научного
- пристрастность. Задача идеологической сферы
- самосохранение общества, защита его социальной организации и сложившегося образа жизни населения, а также защита от врагов.

В содержание идеологии входит создание образов врагов как носителей зол, выработка у людей определенной системы оценки к происходящему, и определенной системы ценностей, которая призвана придать смысл жизни людей и влиять на поведение.

Александр Зиновьев, из книги "Логическая социология"

Критическое мышление
Образование
Подписаться
У Б Е Ж Д Е Н И Я Н Е В О З М О Ж Н Ы С точки зрения эпистемологии, «убеждения» невозможны.

УБЕЖДЕНИЯ НЕВОЗМОЖНЫ

С точки зрения эпистемологии, «убеждения» невозможны. Существуют только верования: подкреплённые чем-то существенным и неподкреплённые, осмысленные и неосмысленные, критически отрефлексированные и догматически внушённые.

В попперовской эпистемологии существуют только теории, т.е. произвольные предположения о реальности. Теории же нельзя доказать, а можно только подкрепить (пусть и с достоверностью в 99,9999%). С субъективной психологической точки зрения, люди способны верить или не верить в те или иные теории. Степени уверованности могут различаться, тогда убеждениями можно назвать наиболее крепкие верования, но это всё равно будут верования, а не что-нибудь иное.

Евгений Волков

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПОДТЕКСТ В РЕКЛАМЕ

Рекламщики тщательно подбирая так, чтобы мы пришли к выводу, что нечто является истинным, в то время как это не так.

Авиакомпании и другие фирмы часто хвастаются: «Дешевле не найдете!». Они рассчитывают, что мы сделаем вывод, что цены в этих компаниях самые низкие. Но они не говорят, что их цены самые низкие. Все расценки примерно одинаковы. Они могли бы заявить: «У нас цены такие же, как и у наших конкурентов». Но поступи они так, мы сделали бы правильный вывод, что безразлично, рейсом какой авиалинии мы полетим, если решающим фактором в данном вопросе являются цены на билеты.

Всегда учитывайте разницу между лингвистической формой сообщения и тем скрытым смыслом, который в нем можно найти.

Дайана Халперн, из книги "Психология критического мышления"

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЧТО ТАКОЕ ИСКАЖЕНИЕ

Критическое мышление начинается с точного определения терминов, про важность которых я писал выше. В канале я публикую много информации о когнитивных искажениях и сегодня поделюсь точным пониманием самого слова "Искажение".

Разбираясь в этимологии я выяснил, что слово "Искажение" образовано из двух частей: "из-" и старословянского "казать" (говорить). Приставка "Из" в безударной позиции при добавлении к глаголам образует глаголы со значением уничтожения, сведения на нет в результате использования: писать→ исписать, курить → искурить.

Исказить – передать полученную информацию в уничтоженном виде. Свести ее на нет, в результате использования.

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ВАЖНОСТЬ ПРОБЛЕМ = ЛЕГКОСТЬ ВСПОМИНАНИЯДаниел Канеман писал:

ВАЖНОСТЬ ПРОБЛЕМ = ЛЕГКОСТЬ ВСПОМИНАНИЯ

Даниел Канеман писал: "Относительная важность проблем часто оценивается по легкости их вспоминания, а это в значительной степени определяется тем, насколько подробно вопрос освещается в СМИ".

Пример: когда СМИ озучивает проблему вымирания синих китов, тогда для нас она акуализируется, хотя существовала намного раньше.

Критическое мышление
Образование
Подписаться
О Ш И Б К А Г О Р Я Ч Е Й Р У К И Это нахождение закономерности там, где ее нет.

ОШИБКА ГОРЯЧЕЙ РУКИ

Это нахождение закономерности там, где ее нет. Мы считаем, что есть какая-то закономерность в продолжительных результативных действиях.

Пример: о «горячей руке» говорят, когда во время игры спортсмен осуществляет несколько результативных действий подряд (попадает в кольцо, отбивает мяч битой и пр.). Обычно комментаторы в этот момент говорят: «у него в этой игре «горячая рука»: он выбьет и следующую подачу!» Однако как показывают статистические исследования, горячая рука
- это спортивный миф. Сколько бы раз подряд спортсмен не совершил в игре результативное действие, это никак не повышает вероятность того, что его следующее действие тоже будет результативным.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
Определения понятий должны характеризоваться всеобщностью и необходимостью, т.

е. должны быть заданы так, чтобы их не мог опровергнуть никакой будущий опыт. Эдвард Ильенков, из книги "Диалектическая логика"

Критическое мышление
Образование
Подписаться
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕ ПОКУПКИ

Это тенденция убеждать себя рациональными аргументами, что покупка стоила своих денег. Бывает, мы покупаем дорогой товар или услугу, игнорируем дефекты и недостатки приобретения, чтобы оправдать покупку.

Примеры: мы сомневаемся в выборе смартфона и выбираем похожую модель, которая есть у друзей. Потом узнаем, что там нет нужных функций, но не желая признавать ошибку, убеждаем себя, что выбор был правильным. Или, мы долго ищем нужную вещь в магазине, но не находим ничего подходящего. После покупаем другую вещь, чтобы оправдать потраченное на поиски время.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЧУВСТВА И МЫСЛИ

Человеческие чувства основываются на некотором уровне мысли и, все мысли порождаются некоторым уровнем чувств.

Мыслящие критически осознают, что их чувства
- это ответ на ситуацию. Они знают, что их чувства были бы другими, если бы у них было иное понимание или интерпретация этой ситуации. Они признают, что мысли и чувства, далекие от того, чтобы быть различными видами «вещей», являются двумя аспектами их откликов. Мыслящие некритически признают слабые или не признают вообще никаких отношений между их чувствами и мыслями.

Ричард Поль, из книги "Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире"

Критическое мышление
Образование
Подписаться
НАУЧНОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Для того чтобы охарактеризовать идеологический способ мышления, надо отличить его от научного. Последний характеризуется субъективной беспристрастностью, познавательной объективностью (изучаемый объект должен существовать независимо от исследователя и изучаться таким, каким он является на самом деле) и следованием правил логики и методологии науки. Идеологический способ мышления является во многом антиподом научного.

Александр Зиновьев, из книги "Логическая социология"

Критическое мышление
Образование
Подписаться

Одно из самых часто встречаемых когнитивных искажений – это эвристика доступности, о которой я когда-то писал: t.me/ThinkCritical/53 и t.me/PsyEducation/
110.

Сегодня вышло первое видео из цикла «Когнитивные искажения» на @obrazpublic, которое наглядно и доступно рассказывает об этом искажении:

Критическое мышление
Образование
Подписаться

Догматизм выражается в неспособности пересмотреть собственные убеждения при столкновении с противоречащими им обстоятельствами.

Jared Parker Friedman, "The Journal of Religion and Health"

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...