Критическое мышление
Образование
Подписаться
К
АРАНТИН И ОБРАЗОВАНИЕЧтобы не сидеть дома зря, напомню о бесплатном курсе онлайн-образования «Введение в критическое мышление». Мы с Александром Образом пару лет назад создали курс онлайн образования о критическом мышлении. Цель курса – познакомить всех желающих с основами критического мышления, тем самым способствовать повышению культуры мышления в обществе. урс бесплатный и доступный с любой точки мира. Так как мы разместили его на украинской платформе, регистрация – на украинском языке, но сам курс на русском. Если будут возникать трудности при прохождении, пишите мне в личку @Vbobo. Приятного самообразования! Ссылка на регистрацию: vumonline.ua/course/critical-thinking/Авторы курса Александр Образ (@obrazpublic) и Алексей арачинский (@PsyEducation @dianalysis @ThinkCritical @EduPhilosophy)

Другие статьи канала Критическое мышление

Критическое мышление
Образование
Подписаться
Подкасты « Батяни»⠀5 месяцев назад моя жизнь сильно изменилась — я стал отцом.
​​Подкасты «Батяни»⠀5 месяцев назад моя жизнь сильно изменилась
- я стал отцом. Благодаря моему любимому сынулькину меня стало интересовать все, что связано с детьми
- начиная от рождения, развития, воспитания и заканчивая будущей сепарацией и отправкой во взрослую жизнь.⠀У моего друга Ивана 8 месяцев назад родилась дочь. И тем для разговора добавилось.⠀Теперь, каждую неделю, по четвергам в 19:00 по Киеву нас можно будет слушать на Аристократах, начиная с сегодня. Это будут разговоры про маленьких людей от больших людей. Также в подкастах будет много рассуждений с психологической и психотерапевтической позиции. ⠀Первая тема подкаста «Чайлдфри или традиционная семья».⠀Подкасты могут быть особенно полезны всем, у кого есть дети или кто планирует детей в будущем.⠀Больше информации (а также фоточки с ребенком!!!) буду публиковать в своих соц сетях:Фейсбук: facebook.com/oleksii.karachynskyiИнстаграм: instagram.com/oleksii.karachynskyiСлушать подкаcты: aristocrats.fm/shows/batyani
Критическое мышление
Образование
Подписаться
З
АДАЧА ОБ АИАТСКОЙ БОЛЕНИПредставьте, что страна готовится к эпидемии необычной азиатской болезни, которая, по прогнозам, убьет 600 человек. Предложены две альтернативных программы борьбы с заболеванием. Предположим, что точные научные оценки последствий данных программ следующие:
• Если будет принята программа А, 200 человек будут спасены.
• Если будет принята программа B, с вероятностью 33,3% будут спасены 600 человек и с вероятностью 66,6% никто не спасется.Какую программу предпочли бы вы?Фактически, 73% респондентов при исследовании выбрали программу А: они предпочли гарантированный исход игре.Во второй версии результаты программы сформулированы в иных рамках:
• Если будет принята программа С, 400 человек умрут.
• Если будет принята программа D, с вероятностью 33,3% никто не умрет и с вероятностью 66,6% умрут 600 человек.Присмотритесь и сравните две версии: последствия программ А и C идентичны, равно как и последствия программ B и D. Однако во втором случае большинство респондентов выбрали программу D.Вывод: ожидания характеризуются возможными результатами и вероятностями их получения. Тем не менее, один и тот же выбор может быть обусловлен и описан различными способами. Например, возможные результаты игры могут быть описаны или как выгоды, или как потери
- в зависимости от того, оценивается ли позиция по отношению к статус-кво или как имущественная характеристика с учетом первоначального богатства.Принимая решение, человек обычно предпочитает гарантированный исход игре [неприятие риска], если исходы хорошие. Но он отказывается от гарантированного исхода и соглашается на игру [стремление к риску], если оба исхода плохие.С этим искажением тесно связан эффект фрейминга. О нем я раньше писал тут: Эффект фрейминга, Статистика и фрейминг, Фрейминг в суде, Фрейминг в рекламе.Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
П
РИНЦИ «НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ»или как защита от дефицита создает дефицитСлухи привлекают внимание. Если многие будут говорить, что какие-то акции пойдут вверх [хотя оснований на это нет], вероятно, что курс акций поднимется. Чем он выше, тем больше покупателей. Возникает петля усиливающей обратной связи. Наконец рыночные аналитики запускают уравновешивающую петлю: они объявляют, что курс завышен,
- люди начинают продавать акции, и курс падает.Точно так же работают прогнозы грядущего дефицита. Что делают люди, когда узнают, что некий товар вскоре исчезнет из продажи? Они идут и покупают его «на всякий случай» больше, чем обычно, чтобы защититься от ожидаемого дефицита, и тем самым создают этот дефицит. ример: когда несколько лет назад забастовали пекари, небольшое количество хлеба, выпекаемое заведениями, не связанными с профсоюзом, было мгновенно разобрано: люди за три часа до открытия магазинов занимали очередь. А во время перебоев с бензином дело доходило до смешного: многие часами торчали в очередях, чтобы взять десяток литров и «на всякий случай» заполнить бак под завязку
- а вдруг топлива больше не будет? Такое поведение серьезно обостряет всякий дефицит. Бесперебойное снабжение бензином предполагает, что не у всех в любой данный момент бак полон. Если сегодня в полдень каждый заправится под завязку, бензиновый кризис гарантирован. Заправки опустеют, и дефицит продлится до тех пор, пока система не приспособится к новому уровню спроса.Деньги
- еще один хороший пример. Если каждый снимет все наличные со своего банковского счета, финансовая система рухнет. Стоит распространить слух, что у банков нет денег, вкладчики ринутся их штурмовать, чтобы забрать свои кровные. А их никак не может хватить на всех, и слухи сбудутся
- паника сделает свое дело. Что здесь причина, а что
- следствие? Если разделять первое и второе, ответить на этот вопрос невозможно.Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Э
ФФЕКТ САМОРЕФЕРЕНЦИИто склонность людей кодировать информацию в памяти различным образом в зависимости от того, насколько она затрагивает человека лично. Пример: в рекламе мы лучше воспринимаем информацию, если её рекламируют люди, похожие на нас. Мы лучше запоминаем дни рождения, которые близки по времени к нашему собственному дню рождения. Стройные женщины лучше полных женщин воспринимают образы других стройных женщин и моделей.Из списка когнитивных искажений
Критическое мышление
Образование
Подписаться
С
ГЛАЗ И ПОРЧАНам больше всего интересны сплетни о людях, которые схожи с нами с точки зрения пола, возраста и социального положения. Оказывается, что эта гипотеза имеет также и религиозные последствия. У некоторых народов есть вера в сглаз
- проклятие, порождаемое завистью или ревностью. Однако редко случается так, чтобы бедного человека заподозрили в том, что он сглазил богача. глаз обычно применяется в отношениях между примерно равными по социальному и имущественному положению людьми, когда один из них в чем-то опередил другого [например, у него родился красивый ребенок или он раздобыл кучу денег].Джим Дэвис, из книги «Теория притягательности»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
И
ЗБРАТЕЛЬНОЕ ВНМАНЕЭто восприятие определенной ситуации на основе детали, извлеченной из контекста, при игнорировании другой, более существенной информации.Пример: мужчина начинает ревновать женщину, которая на шумной вечеринке склонила голову к плечу другого парня, чтобы лучше расслышать, что он говорит.з списка когнитивных искажений
Критическое мышление
Образование
Подписаться
П
ОЕДИНОК С РОАГАНДОЙили почему рефлексирующий, мыслящий человек, как правило, слабее пропагандыУмный человек приучен, что диалог должен давать какой-то новый смысл, расширяя границы известного,
- и даже спор с оппонентом предполагает поиск истины, обмен аргументами. А этот идиолект, напротив, лишает воздуха, пространства для размышления. Нас учили: «нужно разговаривать в любом случае». Но мысль в разговоре рождается от двоих;
а в ситуации, когда один пытается родить мысль, а другой старается ее убить,
- какой тут может быть диалог.Светлана Алексиевич, из интервью "Этика и пропаганда"От себя добавлю. о Архангельскому, есть два стиля общения:
1. роясняющий, порождающий новые смыслы.
2. Замутняющий, препятствующий появлению «живого смысла». Этот стиль предполагает только удержание базовой конструкции, которая и не задумана для развития: оно там не нужно и даже опасно.
Критическое мышление
Образование
Подписаться
youtu.be/5W2gDYKz-Os
Критическое мышление
Образование
Подписаться
П
ОСТАНОВКА ВОРОСОВ На суждения и мнения людей можно легко влиять, меняя форму постановки вопросов. Если я скажу вам, что новый способ лечения помог половине больных, вы одобрите его скорее, чем в случае, если я сообщу, что он не принес желанных результатов в половине случаев. Различие между двумя сообщениями лишь в том, что в первом из них информация подается в позитивной форме, а во втором
- в негативной. Халперн Дайана, из книги «сихология критического мышления»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Э
ФФЕКТ ФРЕЙМИНГАРазные способы подачи одной и той же информации часто вызывают разные эмоции. Пример: Аналогично продукты с описанием «на 90% без жира» более привлекательны, чем те, на которых написано: «содержание жира 10%». квивалентность формулировок очевидна, но человек обычно видит лишь одну из них.Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Г
ЛАВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – БЫТЬ ПРАВЫМ Имеется в виду, конечно же, не желание докопаться до истины, а стремление отстоять представление о себе как об уже владеющем истиной, а далее
- по алфавиту: духовностью, избранностью, превосходством, верностью традициям и предкам, принадлежностью к «правильной» нации/религии/расе/идеологии/мировоззрению и т.д. Соцсети всего лишь дали для этой борьбы за образ «во всём без исключения наилучшего и правильного себя» глобальную открытую площадку.Критическое мышление
- это отказ от такой борьбы и умение искать истину, как бы последняя не противоречила случайно сложившемуся и комфортно окаменевшему индивидуальному комплексу уверованных иллюзий, недознаний и недо-умений.Евгений Волков, проект «Корни»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Ф
УНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИМы склонны объяснять свои личные ошибки внешними обстоятельствами [неудачей, подставой и т.д.], но ошибки других людей объясняем следствием их дурного характера.Пример 1: чужое опоздание часто объясняем непунктуальностью или несобранностью опоздавшего, а собственное опоздание
- пробками или тем, что «вчера спать лёг поздно».Пример 2: причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают «он всю ночь не спал, хорошо подготовился» или «ему повезло с экзаменационным билетом», а причиной собственного успеха считают высокие умственные способности или хорошее знание предмета.Причины фундаментальной ошибки атрибуции:
• ложное согласие
- представление о своём поведении как о типичном, а об отличающемся от него
- как о ненормальном;

• неравные возможности
- игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией;

• лёгкость построения ложных корреляций
- черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.Из списка когнитивных искажений
Критическое мышление
Образование
Подписаться
К Р И Т И Ч Е С К О Е М Ы Ш Л Е Н И Е В С Т А Т И С Т И К Е Собирают статистические данные люди, и никто иной.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СТАТИСТИКЕСобирают статистические данные люди, и никто иной. Люди выбирают, что считать, как считать, какими результатами делиться, какими словами их описывать и как интерпретировать числа. Статистика
- это не факты, это интерпретация. И ваша интерпретация может быть такой же хорошей [равно как и такой же плохой], как и та, что вам предлагает другой человек.Числа не всегда верны, и их важно проверять на правдоподобие. Даже если они прошли проверку, у вас могут возникнуть вопросы трех типов: как данные были собраны, как они были интерпретированы и как представлены графически. Ответы на них помогут вам сформулировать правильные выводы.Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
П
ОЧЕМУ НАМ СЛОЖНО ДУМАТЬИз всех занятий, свойственных подросткам, «размышление» меньше всего внутренне мотивировано и сильнее всего связано с негативными эмоциями и пассивностью. ричина этого
- в их убеждении, что они «думают» лишь тогда, когда им нечем заняться, когда нет никаких внешних задач, требующих напряжения их интеллекта.Та же логика справедлива и для взрослых. Они также чувствуют себя наименее счастливыми и мотивированными, когда не вовлечены в какую-либо структурированную извне деятельность.Михай Чиксентмихайи, из книги «оток: сихология оптимального переживания»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Э
ФФЕКТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦАили почему СМИ зомбируют всех, кроме меняМы считаем себя менее подверженными рекламе и другим методам влияния, чем большинство людей. Однако хитрые пиар-ходы и уловки журналистов действуют и на нас. Точно так же, как на соседа, друга или коллегу. Просто мы этого не замечаем.Пример: нападение японских войск на остров, занятый американцами, в 1949 году. Японцы хотели захватить один из островов в Тихом океане по стратегическим соображениям. Со стороны США территорию охраняли преимущественно чернокожие солдаты. Белыми были только офицеры. Нападать в лоб
- самоубийство. И тогда японцы пошли на хитрость. Они сбросили тысячи листовок, которые призывали чернокожее население покинуть остров. Мол, война не ваша, поэтому незачем жертвовать собой. Любопытно, что через несколько дней американские военные действительно уехали. Правда, сначала офицерский состав, а затем и простые солдаты. Вояки посчитали, что афроамериканцы поднимут бунт. Однако чернокожие солдаты не обратили на листовки никакого внимания. Отступление предрешило судьбу острова. Японские войска заняли его без единого выстрела.Американские офицеры неверно оценили когнитивные способности афроамериканцев. То есть они решили за них, что листовки произведут должное впечатление и случится бунт. Офицеры были уверены, что японцы сбросили агитационные листки именно для простых солдат. И решили, что солдаты не смогут противостоять такому влиянию. Подобные искажения касаются не только военных действий. ффект третьего лица тесно связан с фундаментальной ошибкой атрибуции.Из списка когнитивных искажений

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...