Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЭФФЕКТ ПРЕВОСХОДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ

При относительно равных условиях, понятия, которые изучаются путем просмотра изображения легче вспомнить, чем изучаемое в текстовом виде. Текст мозг воспринимает его как множество крошечных картинок.

Если данные подаются в устной форме, спусля 72 часа человек запоминает из них около 10%. В случае с изображениями показатель повышается до 65%.

Данный эффект обычно используют в инструкциях, рекламе и других областях, требующих легкости и точности воспроизведения информации по памяти.

Из списка когнитивных искажений

Другие статьи канала Критическое мышление

Критическое мышление
Образование
Подписаться
В А Ж Н О С Т Ь Л О Г И К И Изучая логику увеличивается возможность проверять правильность рассуждений.

ВАЖНОСТЬ ЛОГИКИ

Изучая логику увеличивается возможность проверять правильность рассуждений. Даже если мы считаем, что сами можем не ошибаться в своих рассуждениях, то есть немало склонных ошибаться, особенно среди несогласных с нами.

Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий их мир, стремятся получить истину. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные. Это некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение науки о законах и формах точного мышления.

Вячеслав Кириллов, из книги "Логика. Учебник для юридических вузов"

Критическое мышление
Образование
Подписаться

КАТЕГОРИЗАЦИЯ

Это отнесение познаваемого объекта к определённой социальной группе
- производственной, учебной, военной, конфессиональной и т. д. без учёта его индивидуальных качеств.

Пример: вы познакомились с депутатом. Пользуясь выработанным понятием, что «все депутаты
- нечестные люди», Вы первоначально охарактеризуете своего знакомого как нечестного. Индивидуальность качеств может значительно отличаться от тех, которые входят в вашу категорию «депутат». И только дальнейшее знакомство в процессе общения позволит нам понять, насколько индивидуальные черты могут отличаться от общих, содержащихся в прототипах категории.

Виктор Кузнецов, из книги "Психология взаимопонимания..."

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПОСПЕШНЫЕ ВЫВОДЫ

В нормальном состоянии наш разум обладает интуитивными чувствами и мнениями почти обо всем, что нам встречается. Люди нам нравятся или не нравятся задолго до того, как мы достаточно о них узнаем;
мы без особых причин доверяем или не доверяем незнакомцам;
мы чувствуем, что дело будет успешным, не вдаваясь в его анализ. Опираясь на данные, которые мы не можем ни объяснить, ни обосновать, мы часто знаем ответы на не вполне понятные нам вопросы.

Даниел Канеман, из книги "Думай медленно... решай быстро"

Критическое мышление
Образование
Подписаться
БЕЗОСОЗНАННЫЕ ВЫВОДЫ

Безосновательные выводы строятся на основе недостаточного количества объективной информации и своих домыслов, ошибочных стереотипах мышления и установках, хотя и основанных на личном житейском опыте, но всё же недостаточно реалистичных из-за его ограниченности.

Недостающая информация замещается собственными домыслами и предположениями, не подтверждёнными какими-либо аргументами, а выводы объясняются только тем, что «я так думаю» или «мне так кажется». Так, мы делаем выводы о поступках других на основе собственных воззрений, предполагая, что они имеют такие же ценности, такие же убеждения, такие же взгляды на мир, такие же потребности, как и мы.

Виктор Кузнецов, из книги "Психология взаимопонимания..."

Критическое мышление
Образование
Подписаться

ДИАЛОГ / СПОР

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЧРЕЗМЕРНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Чрезмерное обобщение проявляется в выводах на основании единичного факта, которое распространяется в дальнейшем на все похожие ситуации без разбора. Не сдал экзамен в институт или не справился с работой
- «я неудачник». Такая установка искажает действительность и парализует активность.

Виктор Кузнецов, из книги "Психология взаимопонимания..."

Критическое мышление
Образование
Подписаться
В первую очередь мы обманываем себя, а после уже — других.

В первую очередь мы обманываем себя, а после уже
- других. Критическому мышлению я научился благодаря психотерапии. В процессе консультирования я помогаю клиентам решать их проблемы, определяя заблуждения и находя нелинейные варианты решений.

@dianalysis
- мой дневник, в котором я делюсь своей работой, наглядно показывая процесс психотерапии. Подписывайтесь!

Критическое мышление
Образование
Подписаться
Э Ф Ф Е К Т П Р И Ч У Д Л И В О С Т И Необычныйматериал запоминается лучше, нежели обычный.

ЭФФЕКТ ПРИЧУДЛИВОСТИ

Необычныйматериал запоминается лучше, нежели обычный.

МакДэниел и Эйнштейн в своей статье 1986 года говорили, что странности не улучшают память. Просто странная информация становится отличающейся. Мозг пропускает уже знакомые паттерны и будет настраиваться на схватывание новой информации, чтобы ускорить адаптацию.

Сделайте свой продукт или услугу чуточку странными, и вы обязательно запомнитесь.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ИЛЛЮЗИЯ ЧАСТОТНОСТИ

Когда вы узнаёте какую-либо информацию, которая была доступна и ранее, но не доходила до вас, а затем снова сталкиваетесь с этими сведениями, у вас создаётся впечатление, что все вокруг только об этом и говорят.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ВЕРА В СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР

Это социально-психологическое явление выражается в том, что человек верит в справедливое устройство мира и в то, что каждый из людей получает в жизни то, чего заслуживает, в зависимости от личных качеств и поступков. Другими словами, хорошие люди будут награждены, а плохие – наказаны.

Исходя из этого, многие успешные люди, к примеру, обвиняют всех, кто неудачлив, т.е. бедные являются бедными по их собственной вине. Точно так же сторонние наблюдатели считают, что жертва может быть сама виновата в том, что с ней случилось несчастье и т.п. Что же касается вопроса богатых и бедных, то вышеназванное мнение известно человечеству ещё с ранних веков.

Источник: 4brain

Критическое мышление
Образование
Подписаться
СЛУЧАЙНОСТЬ — ЭТО НЕПОЛНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СЛУЧАЙНОСТЬ
- ЭТО НЕПОЛНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Если я вижу беременную женщину, то пол ее ребенка
- случайная величина (вероятность каждого варианта, разумеется, 50 %). Но случайная для меня, а не для ее врача, который мог сделать УЗИ. На практике случайность
- это в основном неполная информация.

Нассим Талеб‎, из книги "Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости"

Критическое мышление
Образование
Подписаться
Р А З Р Ы В Э М П А Т И И Мы недооцениваем влияние внутренних факторов на поведение.

РАЗРЫВ ЭМПАТИИ

Мы недооцениваем влияние внутренних факторов на поведение. Даже таких банальных, как голод и жажда, сексуальное влечение, пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам, физическую боль и т.д. Сытый голодного не разумеет
- в буквальном смысле.

Со стороны может казаться, что человек действует под влиянием импульса, однако, сам человек может находить рациональное объяснение своим поступкам, игнорируя истинную подсознательную их причину. Поэтому мы не понимаем чужих поступков. Мы же не знаем, в каком состоянии человек их совершил.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПАРАДОКС ЦЕННОСТИ

Феномен, известный также как парадокс Смита, заключается в том, что, хотя вода как ресурс гораздо полезнее кусков кристаллического углерода, называемых нами алмазами, цена последних на международном рынке несоизмеримо выше стоимости воды.

С точки зрения выживания вода действительно нужна человечеству гораздо больше алмазов, однако её запасы, конечно же, больше запасов алмазов, поэтому специалисты говорят, что ничего странного в разнице цен нет
- ведь речь идёт о стоимости единицы каждого ресурса, а она во многом определяется таким фактором, как предельная полезность.

При непрерывном акте потребления какого-либо ресурса его предельная полезность и, как следствие, стоимость неизбежно падает
- эту закономерность в XIX-м веке открыл прусский экономист Герман Генрих Госсен. Говоря простым языком, если человеку последовательно предложить три стакана воды, первый он выпьет, водой из второго умоется, а третий пойдёт на мытьё пола.

Материал из Википедии

Критическое мышление
Образование
Подписаться
УВЕРЕННОСТЬ В СОБСТВЕННЫХ ТЕОРИЯХ

Покажем двум группам людей размытое изображение пожарного гидранта. Оно должно быть настолько размытым, чтобы невозможно было опознать предмет. Для одной группы людей будем увеличивать разрешение медленно, в десять приемов. Для другой
- быстрее, в пять приемов. Остановимся в тот момент, когда у обеих групп будет перед глазами картинка одинаковой четкости, и спросим, что же они видят. Та группа, которая видела меньше промежуточных шагов, быстрее узнает на картинке гидрант.

Мораль? Чем больше информации вы даете человеку, тем больше гипотез будет возникать у него по ходу и тем хуже окажется результат. Человеку попадается больше случайного мусора, и он начинает путать его с информацией. Беда в том, что наши идеи прилипчивы как репей: однажды придумав теорию, мы уже не откажемся от нее.

Нассим Талеб‎, из книги "Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости"

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЭФФЕКТ КОНТЕКСТА

Описывает влияние факторов окружающей среды на восприятие человеком стимула. Этот эффект подтверждается теорией «конструктивного восприятия» (то есть восприятие через конструирование идеи, создание своей идеи о чём-то).

Пример: уровень комфорта пола супермаркета, на котором покупатели стоят во время просмотра продуктов, может повлиять на их оценки качества продукта (повышение оценки качества, если пол комфортный и более низкие оценки, если пол неудобный). Благодаря прикладному значению данного феномена, его часто исследовали в контексте маркетинга.

Из списка когнитивных искажений.

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...