Критическое мышление
Образование
Подписаться
Д И Н А М И К А С Т Е Р Е О Т И П О В Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум.
ДИНАМИКА СТЕРЕОТИПОВСтереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает свой отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка.Внешние стимулы активизируют часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.Когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии.Но! Если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.Материал из Википедии

Другие статьи канала Критическое мышление

Критическое мышление
Образование
Подписаться
П
ОСТАНОВКА ВОРОСОВ На суждения и мнения людей можно легко влиять, меняя форму постановки вопросов. Если я скажу вам, что новый способ лечения помог половине больных, вы одобрите его скорее, чем в случае, если я сообщу, что он не принес желанных результатов в половине случаев. Различие между двумя сообщениями лишь в том, что в первом из них информация подается в позитивной форме, а во втором
- в негативной. Халперн Дайана, из книги «сихология критического мышления»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Э
ФФЕКТ ФРЕЙМИНГАРазные способы подачи одной и той же информации часто вызывают разные эмоции. Пример: Аналогично продукты с описанием «на 90% без жира» более привлекательны, чем те, на которых написано: «содержание жира 10%». квивалентность формулировок очевидна, но человек обычно видит лишь одну из них.Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Г
ЛАВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – БЫТЬ ПРАВЫМ Имеется в виду, конечно же, не желание докопаться до истины, а стремление отстоять представление о себе как об уже владеющем истиной, а далее
- по алфавиту: духовностью, избранностью, превосходством, верностью традициям и предкам, принадлежностью к «правильной» нации/религии/расе/идеологии/мировоззрению и т.д. Соцсети всего лишь дали для этой борьбы за образ «во всём без исключения наилучшего и правильного себя» глобальную открытую площадку.Критическое мышление
- это отказ от такой борьбы и умение искать истину, как бы последняя не противоречила случайно сложившемуся и комфортно окаменевшему индивидуальному комплексу уверованных иллюзий, недознаний и недо-умений.Евгений Волков, проект «Корни»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Ф
УНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИМы склонны объяснять свои личные ошибки внешними обстоятельствами [неудачей, подставой и т.д.], но ошибки других людей объясняем следствием их дурного характера.Пример 1: чужое опоздание часто объясняем непунктуальностью или несобранностью опоздавшего, а собственное опоздание
- пробками или тем, что «вчера спать лёг поздно».Пример 2: причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают «он всю ночь не спал, хорошо подготовился» или «ему повезло с экзаменационным билетом», а причиной собственного успеха считают высокие умственные способности или хорошее знание предмета.Причины фундаментальной ошибки атрибуции:
• ложное согласие
- представление о своём поведении как о типичном, а об отличающемся от него
- как о ненормальном;

• неравные возможности
- игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией;

• лёгкость построения ложных корреляций
- черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.Из списка когнитивных искажений
Критическое мышление
Образование
Подписаться
К Р И Т И Ч Е С К О Е М Ы Ш Л Е Н И Е В С Т А Т И С Т И К Е Собирают статистические данные люди, и никто иной.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СТАТИСТИКЕСобирают статистические данные люди, и никто иной. Люди выбирают, что считать, как считать, какими результатами делиться, какими словами их описывать и как интерпретировать числа. Статистика
- это не факты, это интерпретация. И ваша интерпретация может быть такой же хорошей [равно как и такой же плохой], как и та, что вам предлагает другой человек.Числа не всегда верны, и их важно проверять на правдоподобие. Даже если они прошли проверку, у вас могут возникнуть вопросы трех типов: как данные были собраны, как они были интерпретированы и как представлены графически. Ответы на них помогут вам сформулировать правильные выводы.Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
П
ОЧЕМУ НАМ СЛОЖНО ДУМАТЬИз всех занятий, свойственных подросткам, «размышление» меньше всего внутренне мотивировано и сильнее всего связано с негативными эмоциями и пассивностью. ричина этого
- в их убеждении, что они «думают» лишь тогда, когда им нечем заняться, когда нет никаких внешних задач, требующих напряжения их интеллекта.Та же логика справедлива и для взрослых. Они также чувствуют себя наименее счастливыми и мотивированными, когда не вовлечены в какую-либо структурированную извне деятельность.Михай Чиксентмихайи, из книги «оток: сихология оптимального переживания»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Э
ФФЕКТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦАили почему СМИ зомбируют всех, кроме меняМы считаем себя менее подверженными рекламе и другим методам влияния, чем большинство людей. Однако хитрые пиар-ходы и уловки журналистов действуют и на нас. Точно так же, как на соседа, друга или коллегу. Просто мы этого не замечаем.Пример: нападение японских войск на остров, занятый американцами, в 1949 году. Японцы хотели захватить один из островов в Тихом океане по стратегическим соображениям. Со стороны США территорию охраняли преимущественно чернокожие солдаты. Белыми были только офицеры. Нападать в лоб
- самоубийство. И тогда японцы пошли на хитрость. Они сбросили тысячи листовок, которые призывали чернокожее население покинуть остров. Мол, война не ваша, поэтому незачем жертвовать собой. Любопытно, что через несколько дней американские военные действительно уехали. Правда, сначала офицерский состав, а затем и простые солдаты. Вояки посчитали, что афроамериканцы поднимут бунт. Однако чернокожие солдаты не обратили на листовки никакого внимания. Отступление предрешило судьбу острова. Японские войска заняли его без единого выстрела.Американские офицеры неверно оценили когнитивные способности афроамериканцев. То есть они решили за них, что листовки произведут должное впечатление и случится бунт. Офицеры были уверены, что японцы сбросили агитационные листки именно для простых солдат. И решили, что солдаты не смогут противостоять такому влиянию. Подобные искажения касаются не только военных действий. ффект третьего лица тесно связан с фундаментальной ошибкой атрибуции.Из списка когнитивных искажений
Критическое мышление
Образование
Подписаться
К
А СХИТРИТЬ С ПОМОЩЬЮ СТАТИСТИИНаходите средний рост, опрашивая людей рядом с баскетбольным полем, узнавайте средний доход, проводя опросы возле центра занятости, оценивайте заболеваемость раком в стране, делая выборку рядом с плавильным заводом. Если вы сами не расскажете, как именно отбирали данные для анализа, никто и не узнает.Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ФАКТОРОМ ВРЕМЕНИ

Мы часто интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и предполагаемое следствие. Иными словами, мы совершаем действие А и ждем, что случится событие В. И когда спустя часы, дни, недели, месяцы или даже годы происходит событие В, мы воспринимаем это как следствие действия А и, соответственно, как доказательство связи. Но оно не привязано ко времени.

Пример: многие менеджеры верят, что деньгами можно побудить человека подходить к делу творчески. И это легко доказать: позаботимся о материальных стимулах сотрудников и будем ждать проявлений творческого подхода. И когда бы это ни случилось
- сегодня, завтра или через месяц,
- у нас в руках доказательство собственной правоты.

Если ожидание было длительным, скажем примерно следующее: «Нужно время, чтобы люди осознали собственную выгоду».

Закон регрессии почти гарантирует, что время от времени человек проявляет творческий подход, так что на это можно рассчитывать и безо всякого вознаграждения. На самом деле есть немало свидетельств того, что деньги становятся стимулом крайне редко. Двадцать пять лет исследований не доказали, что люди работают продуктивнее, когда их ждет повышенное вознаграждение, чем если им платят как обычно. Исключение составляют ситуации, когда работа очень проста и малоинтересна, т.е. сама по себе не может вызывать желания ее выполнять.

Намного безопаснее привязывать доказательства ко времени, иными словами, ждать подтверждений в течение определенного периода. Тогда результаты будут памятны и значимы в любом случае
- подтвердят они вашу гипотезу или нет.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПСЕВДОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ

Опросы во время эфира, когда зрители по телефону голосуют за тот или иной ответ, часто являются лишь способом формирования общественного мнения, а не его реальным отражением, то есть разновидностью пропагандистской манипуляции. Такие вопросы формулируются так, чтобы создать у аудитории «правильный» взгляд на проблему.

Пример: «Каким вы хотите видеть развитие вашей страны?»

А) Донорство сырьевых ресурсов для высокоразвитых государств.Б) Экспорт дешевой рабочей силы для транснациональных корпораций.В) Сильный военный потенциал для весомого влияния в мировой политике.

Какой вариант ответа выберет большинство людей, позвонивших в студию?

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ И КОНТЕКСТ

Противопоставление и контекст придают осмысленность таким когнитивным действиям, как суждение или оценка.

Исследователи попросили респондентов определить, насколько дурным поступком является «стащить чаевые, оставленные предыдущим посетителем официантке». Половину опрошенных попросили оценить этот поступок, поставленный в ряд со следующими незначительными провинностями: кражей с прилавка буханки хлеба человеком, которого мучает голод;
игрой в покер в воскресенье;
жульничеством при раскладывании пасьянса.

Другую половину опрошенных попросили высказать свое отношение к тому же поступку, поставленному в ряд с такими проступками, как распространение слухов о том, что некий человек страдает сексуальными извращениями, продажей в цирк своего ребенка-инвалида, убийством собственной матери.

Кража чаевых была расценена как более серьезное правонарушение тогда, когда она была поставлена в ряд с менее значительными проступками, чем тогда, когда сопоставлялась с более тяжкими преступлениями. Проступок [присвоение чаевых] оставался тем же, и описан он был в тех же самых словах. Однако изменения в контексте, в котором он был представлен, повлияли на оценку. Контекст
- важный фактор, определяющий наше отношение к тому или иному событию.

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЭМОЦИИ И ВЕРОЯТНОСТЬ

Эмоция не только несообразна вероятности
- она нечувствительна к точному уровню этой вероятности.

Предположим, два города предупредили о присутствии террористов-смертников. Жителям одного сообщили, что двое самоубийц готовятся нанести удар. Жителям второго сказали, что смертник всего один. Риск уменьшился вдвое, но стало ли людям от этого спокойнее?

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ИСКАЖЕНИЕ

Мы преувеличиваем собственные достижения в прошлом, особенно по сравнению с достижениями других людей.

Это результат психологической потребности удовлетворять своё эго и быть полезным для консолидации памяти. Исследования показали, что впечатления, идеи и убеждения легче вспомнить, когда они соответствуют своим собственным, вызывая эгоцентрическую перспективу.

Пример 1: мы оправдываем свою завышенную заработную плату, но порицаем завышение у других людей.

Пример 2: мы рассматриваем свой собственный вклад в решение общих задач задач выше, чем чужой.

Также это искажение связано с эффектом ложного согласия.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ИДЕИ КАК СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ МАССАМИ

Идеи, овладевая массами, становятся материальной силой, гласит одно из положений марксизма-ленинизма. Но что это означает на самом деле? Означает ли это, что достаточно людей ознакомить с некоторыми идеями, и они, поняв их справедливость, начинают поступать так, как это предписывается познанными ими идеями?

Идеи овладевают массами лишь при том условии, если какая-то категория людей сумеет овладеть массами, используя для этой цели идеи, удобные для овладения массами, а отнюдь не для удовлетворения практических потребностей масс.

Проблема состоит не в том, чтобы породить умные идеи и дать их массам. Проблема состоит в том, чтобы овладеть массами, используя идеи лишь как лозунг, знамя, приманку, организующую форму.

Александр Зиновьев, из книги «Логическая социология»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
РАСПОЛОЖЕНИЕ К СЕБЕ С ПОМОЩЬЮ КОНФЛИКТА

Этот вид манипуляции используется, когда нужно расположить к себе малознакомого или незнакомого человека.

Мы с большим доверием относимся к людям, если между нами изначально был конфликт, а затем наладились отношения.

Пример: можно спровоцировать спор из нескольких участников. Сначала занимать позицию противоположную той, которую отстаивает объект манипуляции. Затем якобы под воздействием его аргументов занять его позицию и спорить вместе с ним против остальных. Так можно воздействовать, как на отдельного человека, так и на группу людей.

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...