Критическое мышление
Образование
Подписаться
БОЯЗНЬ СОЖАЛЕНИЯили почему «последний шанс» кружит вам голову

Чтобы не испытывать в будущем страшного чувства раскаянья, мы склоняемся к тому, чтобы поступить привычным образом, стало быть, меньше высовываться. Боязнь сожаления удерживает нас от того, чтобы избавиться от ненужных вещей. Мы боимся, что начнем раскаиваться, если вдруг настанет тот маловероятный день, когда нам все таки снова потребуются кеды без шнурков.

По настоящему идиотично боязнь сожаления выглядит в сочетании с «последним шансом». Проспект, рекламирующий сафари туры, информирует нас о «последнем шансе увидеть носорога, пока этот вид животных еще не вымер». Вот только мы до сих пор не рассматривали желание увидеть носорога как нечто важное, с чего вдруг теперь нам хотеть этого?

Предположим, что вы уже давно мечтаете о частном доме. Земли под застройку в обрез. Небольших участков земли с видом на море осталось раз два и обчелся. Всего три, всего два, всего один. «Последний шанс!» – вдруг приходит вам в голову неожиданная мысль, и вы покупаете маленький участок по жуткой цене.

Боязнь сожаления заставила вас забыть о том, что земельные участки с видом на море на рынке недвижимости есть и будут всегда. Внезапно торговля красивой недвижимостью не прекратится. «Последний шанс» лишает нас головы, а боязнь сожаления при случае может перевернуть всю нашу жизнь трагическим образом.

Боязнь сожаления принуждает нас к иррациональным поступкам.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»

Другие статьи канала Критическое мышление

Критическое мышление
Образование
Подписаться
О Б Ъ Я С Н Е Н И Я Ф А К Т О В У нас есть масса способов интерпретировать прошлое по нашему усмотрению.

ОБЪЯСНЕНИЯ ФАКТОВ

У нас есть масса способов интерпретировать прошлое по нашему усмотрению.

Пример 1: параноики. Если такой человек обладает развитым воображением, он способен огорошить вас столь же безумным, сколь и убедительным истолкованием любой, даже самой пустячной фразы.

Допустим, говоря о чем‑то неприятном или нежелательном, я употребил оборот «боюсь, что…». Параноик поймет мои слова буквально, подумает, что я действительно испытываю страх, и это в свою очередь вызовет приступ страха у него самого. Какой‑нибудь пустяк он разовьет в сложную и складную теорию заговора против своей персоны. Соберите вместе десять параноиков – и у вас будет десять разных, но одинаково правдоподобных теорий.

Пример 2: помню, когда мне было лет семь, учительница показывала нам картину, изображавшую французских бедняков на пиру у богатого благодетеля. Кажется, у какого‑то доброго средневекового короля. Они пьют суп прямо из мисок. Учительница спросила, почему они опустили носы в миски, и я ответил: «Потому что их не научили хорошим манерам». «Неправильно,
- сказала учительница.
- Потому что они очень голодны». Я устыдился, что такая простая мысль не пришла мне в голову, но так и не понял, чем объяснение учительницы лучше моего. Возможно, мы оба ошиблись [вероятнее всего, в те времена просто не было столовых приборов].

Проблема не только в искаженном восприятии, но и в самой логике. Как так получается, что можно на пустом месте выстроить стройную и последовательную систему взглядов, которая подтверждается наблюдениями и не противоречит ни одному из логических правил?

В то же время два разных человека, основываясь на одних и тех же данных, могут прийти к противоположным выводам. Значит ли это, что для одного факта существует множество объяснений и все они одинаково верны? Разумеется, не значит. Объяснений может быть миллион, но истина только одна, доступна она нам или нет.

Нассим Талеб, из книги «Черный лебедь»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЭФФЕКТ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВО ПОКАЗОВ

В маркетинге, широко используется одно из следствий эвристики репрезентативности, эффект большого количества показов. Количество показов положительно кореллируется с мнением о продукте.

Если отношение к продукту изначально нейтральное, то, чем чаще человек видит продукт, тем больше продукт начинает ему нравиться. Однако, у данного эффекта есть и обратная сторона: если отношение к продукту изначально негативное, то при большом количестве рекламы, продукт будет еще больше «надоедать» и отношение к нему будет ухудшаться.

Даниэль Канеман , из книги «Думай медленно... решай быстро»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Если А служит причиной Б, возможно ли, что и Б, в свою очередь, тоже вызывает А?

Если вы начнете везде замечать действие обратных связей, значит, вы превращаетесь в системного мыслителя. Вместо того, чтобы замечать, только как А вызывает Б, попробуйте задумываться, а нет ли еще и влияния Б на А, и не усиливает ли [или ослабляет] А самое себя?

Пример: если по радио передадут, что Федеральный резервный банк принимает какие-то меры, чтобы регулировать экономику, попробуйте сделать вывод, что и экономика как-то повлияла на Федеральный резервный банк. Или когда кто-то скажет, что рост населения вызывает распространение нищеты, попробуйте задуматься, не может ли нищета приводить к росту численности населения?

Важно смотреть на мир не как на статичную структуру, а как на динамическую, подверженную изменениям систему. Вместо того, чтобы искать виноватых, спросите себя: «Какова эта система?».

Понятие обратной связи приводит нас к осознанию того, что система может быть причиной своего собственного поведения.

Донелла Медоуз, из книги «Азбука системного мышления»

Критическое мышление
Образование
Подписаться

В 1960 году 25-летний композитор Ла Монте Янг представил на суд общественности серию своих текстовых произведений на бумажных карточках.

Одно из произведений состояло из двух машинописных строк: «большинство из них были очень старыми кузнечиками».

Что это значит и как правильно использовать эту карточку?

Ответы на этот и многие другие вопросы касаемо интересных исторических культурных событий и фактов можно найти в онлайн-тесте для школьников, который проводится в рамках «Культурного марафона» от Яндекса.

Фишка теста в том, что за него школьник не получит оценку, зато выяснит множество занятных фактов! Например, узнает, понимал ли Моцарт, что он «классик», какой древней театральной традицией вдохновлялися известный американский рок-музыкант Дэвид Бирн во время турне группы Talking Heads в 1984-м году и зачем съемку эпизода в фильмах начинают с «хлопушки»?

Пройти онлайн-тест можно на сайте education.yandex.ru/culture.

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО БЕЗ ХОЛЕСТЕРИНАили как нами манипулирует реклама

Особая пометка на бутылках с подсолнечным маслом
- «без холестерина»
- должна побуждать всех, кого волнует этот вопрос, покупать именно это масло. Далеко не все знают о том, что холестерина нет и не может быть ни в одной бутылке растительного масла любой марки. Холестерин
- это природный жирный спирт, который содержится строго в животных организмах. И писать на бутылках с маслом «без холестерина», все равно что писать «без хлеба»
- его там нет и так.

Витамин Е, который тоже выступает в коммуникации как конкурентное преимущество, напротив, неотъемлемая часть подсолнечного масла.

Критическое мышление
Образование
Подписаться
СТАТИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ

Последние исследования показали, что уровень безработицы среди молодежи в Испании составил 23%. Если изучить отчет, оказжется, что в одну группу были объединены люди, которые при других обстоятельствах оказались бы в разных: тут были и студенты, не заинтересованные в поиске работы, и те, кого только что уволили, и те, кто находился в поисках работы.

Для отслеживания безработицы в Соединенных Штатах существует шесть разных индексов [обозначенных U1–U6], которые отражают разные интерпретации понятия «безработный». Сюда относятся те, кто ищет работу, и те, кто еще учится и не ищет, и те, кому интересна работа на полный рабочий день, при том, что они работают только неполный, и т.д.

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЭВРИСТИКА РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ

При формировании суждения об человеке [объекте, событии], мы ищем черты, которые соответствуют предварительно сформированным стереотипам.

Пример 1: представим, что на светском мероприятии собрались юристы и инженеры. Юристов 30%, а инженеров – 70% от аудитории. Вы видите молодого человека, который владеет вниманием аудитории и активно аргументирует свою позицию. Он очень способный и мотивированный, успешный в своем поле деятельности, и находится в отличных отношениях с коллегами. Кто этот человек – юрист или инженер?

Большинство людей отвечают, что юрист. Однако, со статистической точки зрения, вероятность того, что этот человек – инженер выше, чем вероятность того, что он юрист. К тому же, данное описание не является эксклюзивным описанием юриста.

Пример 2: при отборе менеджеров по продажам, если у руководителя есть стереотип, что женщины-экстраверты продают лучше, то руководитель будет выбирать именно таких кандидатов.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПЛАТОНОВСКАЯ ПЕЩЕРАили как появляется идея о кажущемся и существующем

Из содержания опыта не может возникнуть идея различения между кажущимся и существующим на самом деле. Допустим, плоскость кажется бесконечной, а на самом деле она конечна. Сейчас я говорю не о том, что на самом деле конечно или бесконечно. Я спрашиваю: откуда вообще может появиться идея о кажущемся и существующем? Да, плоскость конечна, она кажется бесконечной, но откуда наше существо может иметь идею этого отличия?

И то же самое относится к вещи, называемой смыслом. Смысл
- это такое образование, для которого всего мира и всего опыта относительно мира недостаточно, чтобы возник вопрос о смысле. Смысл из содержания самого опыта не производится, не вытекает. Нет в содержании опыта ничего такого, что было бы способно породить вопрос о смысле. Когда я говорю: кажимость и то, что есть на самом деле, и ставлю вопрос
- откуда вообще появляется такое различение, то тем самым ввожу философию в виде древней метафоры, внутри которой и содержится вся философия. Это метафора знаменитой платоновской пещеры.

Представьте себе, что у вас связаны руки и ноги, а голова закреплена в определенной позиции так, что вы не можете ее повернуть. Взгляд направлен на глухую стену комнаты. И на нее же, за вашей спиной источник света проецирует тени предметов. Но, поскольку вы связаны, у вас нет возможности совершать какие-то действия, и, может быть, вы потратите на них сто лет, прежде чем обнаружите, что все-таки есть какой-то невидимый вам источник света, который падает на предметы, и тогда сможете узнать, что то, что вы видите,
- только их тени. А так вы вполне можете эти тени принимать за реальность, поскольку они движутся. Это и есть платоновская метафора человеческой жизни, так как мы находимся в пещере самих себя, если чего-то не делаем и не мыслим. Наша жизнь подобна пещере, в которой мы видим лишь тени, не зная, что есть источник света, падающий на предметы, и не имея возможности увидеть этот источник.

Эта метафора обрисовывает всю ситуацию мысли, когда мыслить
- это значит оперировать различением между кажущимся и тем, что есть на самом деле. А мыслить можно и нужно только существующее. Тени ведь не существуют, они отражения, существует что-то другое.

Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ИДЕОЛОГИ И ИДЕОЛОГИИ

Идеологи
- это люди, которые претендуют на то, что знают, как «сделать мир лучше». Идеологии
- это простые идеи, замаскированные под науку или философию, которые претендуют на объяснение сложности мира и предлагают средства усовершенствования этого мира.

Идеологии
- это субституты настоящих знаний, и идеологи всегда опасны, когда приходят к власти, поскольку простой подход «Я все знаю» не соответствует сложности существования. Хуже того, когда их социальные изобретения не работают, идеологи обвиняют в этом не самих себя, а всех, кто смотрит на мир через упрощения. Далеко за примерами ходить на нужно, достаточно изучить любого диктатора.

Джордан Питерсон, из книги «12 правил жизни. Противоядие от хаоса»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ГОМОГЕННОСТЬ «ЧУЖОЙ» ГРУППЫ

Восприятие членов «чужой» группы более похожими друг на друга, чем членов «своей» группы. Таким образом, «они – похожие;
мы – разные».

Пример: китайцы все на одно лицо.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЗАДАЧА ИДЕОЛОГОВ

Задача идеологов состоит в том, чтобы научить и приучить людей видеть и понимать окружающий мир и самих себя не такими, какими они являются сами по себе, а такими, как это требуется согласно априорным учениям самих идеологов,
- учить людей не самостоятельному познанию бытия, а тому, как люди должны видеть бытие, что пропускать в свое сознание из того, с чем им приходится сталкиваться, и в каком виде.

Иначе говоря, идеологи изобретают определенное видение бытия, и оно становится априорным по отношению к формируемому сознанию членов общества. Идеологи навязывают это видение всем членам общества, включая и самих себя.

Надо различать то, как исторически формируется идеология, и то, как она функционирует, сформировавшись в основных чертах. На первом пути она исходит из каких-то результатов познания и постоянно подпитывается ими, использует какие-то средства познания. Но она делает это не с целью познания, а с целью создания средств исполнения своей функции в обществе,
- с целью создания аппарата априорного видения мира и переработки сведений об этом мире в духе этого аппарата.

Идеологи изобретают интеллектуальные [языковые] схемы, штампы, клише, этикетки, ярлыки, образы, обобщающие примеры и образцы, притчи, крылатые фразы, лозунги и т.п., причем не в качестве подсобных средств на пути к познанию бытия таким, каково оно есть, а в качестве конечного и высшего результата познания. Они сами претендуют на роль высшей истины, истины в последней инстанции. Люди должны усвоить эти продукты идеологов и лишь через них смотреть на явления бытия.

Александр Зиновьев, из книги «Логическая социология»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
Фанатизм есть признак подавленного сомнения.

Если человек действительно убежден в своей правоте, он абсолютно спокоен и может обсуждать противоположную точку зрения без тени негодования. Карл Густав Юнг, «Аналитическая психология. Тавистокские лекции»

Критическое мышление
Образование
Подписаться

ОБОБЩЕНИЕ

Используя обобщение, мы создаем наши ментальные модели на основании единичного опыта, в котором хотим видеть типичное пиление. Пример: ребенок видит, как его родители относятся друг к другу и приходит к выводу, что именно таковы отношения между мужчинами и женщинами.

Обобщение играет ключевую роль в процессе обучения и применения наших знаний в различных ситуациях. Найдя в предмете что-либо уже знакомое, мы сразу понимаем, как с ним обращаться. Без умения обобщать нам приходилось бы любую задачу решать с нуля.

Когда мы используем такие слова, как «всегда», «никогда», «все», «каждый» и «никто», мы обобщаем. Опасность в том, что человек может взять нехарактерный пример, сделать на его основе обобщение и стать слепым и глухим ко всем свидетельствам обратного.

Пример: менеджер, которому однажды не повезло с консультантом, решил, что в его отрасли они не нужны вообще. Теперь для поддержания веры в свою правоту ему приходится игнорировать все примеры того, что консультанты приносят большую пользу.

Сочетание обобщения с предубеждением
- это крайне неприятная смесь. Она нередко становится источником дискриминации по расовому или половому признаку.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»

Критическое мышление
Образование
Подписаться

ЛОЖНАЯ ПРИЧИНА

Данная логическая ошибка имеет место тогда, когда кто-либо утверждает, что из-за того, что два события происходят одновременно или следуют одно за другим, одно из них является причиной другого.

Пример: одновременно с увеличением количества церквей в городе, растет и количество проституток. Было бы неверно заключить, что рост числа церквей приводит к развитию проституции или что проститутки способствуют строительству новых церквей. На самом деле по мере увеличения города возрастает количество церквей, проституток, а также школ, химчисток и общественных организаций. Ни один из этих факторов не является причиной другого. Все они имеют общую причину
- в данном случае рост населения.

Конечно, существует возможность, что одна переменная является причиной появления другой, но для обоснования причинно-следственной связи недостаточно лишь одновременности наступления событий.

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЭФФЕКТ ПОВАЛЬНОГО УВЛЕЧЕНИЯ

Это тенденция делать [или верить] в вещи, потому что много других людей делают это [или верят в это]. Когда люди вокруг нас выбирают фаворита, то часть нашего мозга, которая отвечает за индивидуальное, отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного «группового мышления».

Пример: вещь, которую большинство ваших коллег посчитает «крутой», имеет больше всего шансов стать предметом вожделения и для вас.

Из списка когнитивных искажений

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...