Критическое мышление
Образование
Подписаться
Д
ЕНЕЖНАЯ ИЛЛЮЗИЯЭто склонность воспринимать номинальную стоимость денег, а не их реальную стоимость. Мы не в полной мере осознаем, как меняется реальная стоимость денег каждый день. На самом деле цифровой номинал денег иллюзорен. Важна только их покупательная способность. Это заблуждение вызвано отсутствием самостоятельной ценности фиатных денег, реальной ценностью которых есть их возможность обмена на товары и услуги. То есть фиатные деньги никак не обеспечены золотом, а их цена на валютном рынке зависит от спроса и предложения.Пример: при повышении курса доллара к национальной валюте наша зарплата реально снизилась де-факто при сохранении её номинального значения. Из списка когнитивных искажений

Другие статьи канала Критическое мышление

Критическое мышление
Образование
Подписаться

​​Где говорят о хардкорной метафизике сознания и личности, о свободе воли и искусственном интеллекте? Почему философия несложна, но почему сложен мир вокруг?

В подкасте "Неискусственный интеллект" беседу ведут профессор, доктор и кандидат философских наук: Вадим Васильев, Дмитрий Волков и Антон Кузнецов. Философия, познание, истина, моральная ответственность
- ведущие пытаются дойти до сути в вопросах, которыми рано или поздно задается каждый из нас (и которые никто больше не обсуждает в соцсетях).

В новом выпуске "Карантинная теория моральной ответственности" ведущие разбирают самые острые вопросы нашего карантина с точки зрения морали. Насколько понятие карантина адекватно для морального подтекста? Соответствует ли актуальная ситуация в мире карантинной теории? Если бы мы предсказывали совершение преступлений, не посадили бы все человечество на карантин?

Слушаем и размышляем вместе!

taplink.cc/volkov.sdv

Критическое мышление
Образование
Подписаться
​​Открытая лекция «Характеристики мышления на основе нейронной сети»

Мои друзья из компании mindformat.ai приглашают на открытую онлайн лекцию, в которой расскажут, как работает функционал сервиса по определению характеристики мышления на основе нейронной сети.

Из нее вы сможете узнать:
• как работает нейронный ассистент;

• на каком алгоритме строится тест-игра сервиса;

• как полный отчет после прохождения диагностического теста может помочь в выборе профессии, управлении своими когнитивными навыками и доминантой мышления.

Лекция рекомендована всем кто ищет специализацию в будущей профессии, практикующим психологам, предпринимателям и руководителям разных уровней.

Пройти тест и получить бесплатно базовый отчет можно прямо сейчас на сайте.

Начало: в 13:00 по Москве по ссылке: start.bizon
365.ru/room/47822/mindformat

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ЗНАНИЕ И НЕВЕЖЕСТВО

Каждое решение некоторой проблемы порождает новые нерешённые проблемы, более глубокие по сравнению с первоначальной проблемой и требующие более смелых решений.

Чем больше и глубже мы погружаемся в изучение мира, тем более осознанным и точным становится наше знание о том, чего мы не знаем, знание нашего невежества. В самом деле, основной источник нашего невежества заключен в том факте, что наше знание может быть лишь конечным, в то время как наше невежество бесконечно.

Карл Поппер, из книги «Предположения и опровержения: рост научного знания»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ИСКАЖЕНИЕ В ВОСПРИЯТИИ СДЕЛАННОГО ВЫБОРА

Мы активно защищаем свой выбор, даже если он был неверным. Из-за того, что мы принимаем много решений не задумываясь, наш выбор основан на прошлом опыте подобных выборов.

Пример: участникам исследования было предложено выбрать один из двух подержанных автомобилей. Им предоставили информацию о машинах, их особенностях и опциях. После личной оценки, испытуемые сделали свой выбор.

Спустя неделю участникам напомнили, какой вариант они выбрали и снова дали список особенностей обеих машин. Но на этот раз некоторые положительные и отрицательные качества были изменены, и они значительно отличались от тех, которые были представлены им неделю назад. Участникам вновь предложили сделать выбор, основываясь на новых фактах. Практически все испытуемые поддержали свой первоначальный выбор.

Эффект тесно связан с феноменом постпокупочного сожаления: если у нас маленький выбор при покупке, то менее вероятно, что мы будем сожалеть о своем решении после. Поэтому на страницах интернет-магазина не следует располагать огромный выбор товара, это может просто отпугнуть покупателя. Чем меньше вариантов выбора, тем проще его сделать.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
УКРЕПЛЕНИЕ В СВОИХ УБЕЖДЕНИЯХили как пандемия повлияет на верующих

Если мы обратим свой взгляд в прошлое, увидим, что история милленаристских религиозных движений стара как мир. Различные секты на протяжении тысячелетий проповедовали, что в тот или иной конкретный момент придет время великого счастья и избавления от всех страданий для тех, кто верил в соответствующее учение.

В каждом подобном случае сектанты предсказывали, что начало «времени спасения» будет отмечено знаменательным событием, обычно катастрофой, связанной с концом света. Конечно, эти предсказания неизменно оказывались ложными, к большому сожалению сектантов.

Однако как ни странно, после очевидного провала вместо того, чтобы разойтись, утратив иллюзии, сектанты часто укрепляются в своих убеждениях. Рискуя быть осмеянными толпой, они идут на улицы, публично отстаивая свои догматичные взгляды и выискивая сочувствующих с возросшим пылом. Так вели себя монтанисты в Турции во II веке, анабаптисты в Голландии в XVI веке, адвентисты седьмого дня в Измире в XVII веке, миллериты в Америке в XIX веке. Ничего не изменилось и в наше время.

Роберта Чалдини, из книги «Психология влияния»

Критическое мышление
Образование
Подписаться
СУЕВЕРИЯили почему рождаются теории заговора во время пандемии

Пандемия коронавируса отлично демонстрирует потенциал человеческой фантазии в генерировании разного рода теорий заговора, объясняющих это явление. А если знаний о структуре мира не мало, а много, то напридумывать можно еще больше! В этом умный человек опаснее глупого, так как умный создаст больше теорий заговора, чем глупый.

Проблема всех этих теорий в том, что их невозможно [или крайне сложно] доказать или опровергнуть [о проверке на научность рекомендую ознакомиться с критерием Поппера].

Почему это происходит?

Находясь в хаотической, непредсказуемой среде, мы стараемся понять мир. Если информации не хватает — мы полагаемся на суеверия и ложные объяснения. Как только идея утверждается в нашей голове, мы просто перестаем замечать информацию, которая идет с ней вразрез, зато повсюду наблюдаем подтверждения нашим суевериям.

Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЬЮ

Немногие из нас боятся садиться в автомобиль, но большинство может признаться, что испытывает трепет, когда поднимается на борт самолёта. Полёт, вне всяких сомнений, совершенно для человека неестественное состояние и вызывает ассоциации с опасностью.

В то же время практически каждый знает, что вероятность погибнуть в автомобильной аварии во много раз больше, чем в авиакатастрофе. И, тем не менее, наш мозг отказывается воспринимать эту связь [статистически шанс погибнуть, путешествуя на автомобиле — 1/84, на самолёте — 1/5000]. Этот же феномен заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов, и не думать о гораздо более реальной опасности – упасть с лестницы или случайно отравиться, например.

Из списка когнитивных искажений

Критическое мышление
Образование
Подписаться
МЕТАФОРА ДЛЯ МОЗГА

Вся наша реальность спрятана внутри нашей же собственной черепной коробки — в нашем мозгу. Наружу эта штука вытянула только свои щупальца (рецепторы): одни ловят фотоны, другие — колебания воздуха, третьи реагируют на давление, четвёртые — на определённые молекулы.

Мозг преобразует сигналы со своих щупалец в картинки, звуки, ощущения, чувства и сложные абстрактные представления. Таким образом, всё, что мы видим, слышим, чувствуем, думаем — результат работы мозга.

Если поместить нас в сурдокамеру (специальный аппарат, в котором наши рецепторы перестанут что-либо воспринимать), мы через некоторое время начнём галлюцинировать. Так наш мозг, лишённый внешних раздражителей, заскучает и примется создавать картины реальности сам по себе. Эти галлюцинации — что-то вроде снов наяву, только в сознании.

Короче говоря, мозг создает всё, с чем мы имеем дело.

Андрей Курпатов, из книги «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!».

Критическое мышление
Образование
Подписаться
И
ЛЛЮЗЯ ЗАКОНОМЕРНОСТили как мы ищем объяснения происходящего Ассоциативные механизмы ищут причины. Наша склонность к каузальному мышлению порождает серьёзные ошибки в оценке случайности действительно случайных событий. Пример: возьмём пол шести младенцев, родившихся в больнице один за другим. Последовательность появления мальчиков и девочек совершенно случайна, эти события независимы. Однако нам покажется менее вероятным, что родились 6 девочек подряд, чем то, что мальчиков и девочек родилось поровну. Мы везде ищем закономерности и не ожидаем, что случайный процесс приведёт к регулярным результатам.На этом основывается убеждение многих тренеров и болельщиков, что иногда у игроков бывает «лёгкая рука»: если тот забрасывает три или четыре мяча подряд, возникает казуальное убеждение, что он и дальше будет играть успешнее других. Статистика это опровергает.ллюзия закономерности влияет на нас и за пределами игр: сколько выгодных сделок должен заключить наш финансовый консультант, прежде чем мы решим, что он необычайно эффективен? Какое количество успешных сделок убедит совет директоров, что у гендиректора талант к управлению? Следуя интуиции, мы чаще воспримем случайное событие как закономерное.Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Э
ФФЕКТ ИЛЛЮЗИИ ПРАВДЫто тенденция верить, что информация правдива, если мы ее услышали / увидели много раз.Участникам исследования предоставили 60 фактоидов [ложное утверждение, которое выдаётся за достоверное]. Фактоиды выглядели возможными, но скорее всего были неизвестны испытуемым. Там были такие утверждения как: «Первая военная авиабаза была создана в Нью Мехико», «Большая миграция китайских железнодорожных рабочих началась в 1880-е» или «Баскетбол стал олимпийским видом спорта в 1925г.» Участники имели оценить свою веру в эти утверждения по шкале от одного до семи. то повторялось три раза с интервалом в две недели между временами. Двадцать утверждений [треть] оставались одинаковыми все три раза, а остальные каждый раз были новыми. В более поздних сессиях участники оценили повторяющиеся утверждения выше, чем новые
4.2 в первой сессии,
4.6 во второй и
4.7 в третий. В свою очередь, оценка остальных утверждений какой выраженной тенденции не было.Из списка когнитивных искажений
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Пока весь мир катится к чертям, Киты плывут на вписку с Л С Д.
Пока весь мир катится к чертям, Киты плывут на вписку с ЛСД.Канал такой же странный, как и его название — научный подход вместо желтизны, открытый разговор вместо пустых инсайдов, качественный масскульт вместо попсы. Простыми словами о сложном: политике, экономике, психологии, культуре и многом другом. В комплекте: неполиткорректный юмор, мемы, секс, science и рок-н-ролл. Словом, все как на годной вписке — подписывайтесь @whalesgohigh#партнерский
Критическое мышление
Образование
Подписаться
И
НФОРМАЦОННЫЕ ВРУСЫНе знаю как ваши, но мои родители пользуются вайбером и часто отправляют мне в телеграм оттуда инфу.Пару недель назад сообщение в вайбере «Сегодня с 23:00 до 05:00 над городом будут летать самолеты и распылять лекарства для дезинфекции. Ваши окна должны быть закрыты в этот период и после 23:00 не выходите на улицу» набрало такой массовости, что МОЗ Украины на официальном канале опровергало эту информацию. Рад, что родители не отправляли мне эту откровенную чушь.Но последнее время от них я получаю сообщения, которые начинаются примерно так: «Прислал товарищ из талии». ли «Рекомендации медиков Лю Кенга и Кунг Лао из Уханя…» и дальше идет текст о симптомах болезни, о способах повысить иммунитет и в конце о лекарствах, которыми необходимо запасаться.Так вот, подобные сообщения построены по принципу Парето [см. предыдущий пост]. Грубо говоря 80% информации дельной [о симптомах, повышении иммунитета] и 20% вброса и скрытой рекламы препаратов.Неспособность защитить себя от вредоносных информационных вирусов, подобно беспорядочному сексу, который приводит к букету различных венерических заболеваний. Критическое мышление — это презерватив. Предохраняйтесь.
Критическое мышление
Образование
Подписаться
ПРИНЦИП ПАРЕТО 80 НА 20Принцип Парето гласит:
20% вкладываемых усилий дают 80% полученного результата. Обратная пропорциональность показывает, что остальные 80% усилий помогают достичь только 20% результата.Принцип используется как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданныПриводимые в законе цифры нельзя считать безусловно точными: это скорее просто мнемоническое правило, нежели реальные ориентиры. Выбор чисел 20 и 80 является также данью заслугам Парето, выявившему конкретную структуру распределения доходов среди итальянских домохозяйств, которой и было свойственно сосредоточение 80 % доходов у 20 % семей. Для Парето главным здесь были не цифры процентного соотношения, а тот факт, что распределение богатства среди населения предсказуемо несбалансированно.Примеры: 20% преступников совершают 80% преступлений;
20% водителей виновны в 80% ДТП;
80% всего времени вы носите 20% имеющейся у вас одежды;
80% всех ложных тревог при срабатывании противоугонной сигнализации вызывается 20% возможных причин.Вы спросите, причем здесь критическое мышление? В следующем посте расскажу, как используется этот принцип идеологами в информационном пространстве.
Критическое мышление
Образование
Подписаться
Стоит ли [не] бояться коронавируса?
youtu.be/5W2gDYKz-Os
Критическое мышление
Образование
Подписаться
П
ОЕДИНОК С РОАГАНДОЙили почему рефлексирующий, мыслящий человек, как правило, слабее пропагандыУмный человек приучен, что диалог должен давать какой-то новый смысл, расширяя границы известного, — и даже спор с оппонентом предполагает поиск истины, обмен аргументами. А этот идиолект, напротив, лишает воздуха, пространства для размышления. Нас учили: «нужно разговаривать в любом случае». Но мысль в разговоре рождается от двоих;
а в ситуации, когда один пытается родить мысль, а другой старается ее убить, — какой тут может быть диалог.Светлана Алексиевич, из интервью "Этика и пропаганда"От себя добавлю. о Архангельскому, есть два стиля общения:
1. роясняющий, порождающий новые смыслы.
2. Замутняющий, препятствующий появлению «живого смысла». Этот стиль предполагает только удержание базовой конструкции, которая и не задумана для развития: оно там не нужно и даже опасно.

Рейтинг авторов

  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
  • 100 идей способов рекламы Telegram-каналов 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...