Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
Кто заменит Big Tech в будущем?
К концу десятых годов на первые позиции в списке самых дорогих публичных компаний мира вышли Amazon, Apple, Facebook, Google и Microsoft (есть еще Saudi Aramco, но это особый случай). В сумме они стоят $5,2 трлн и обозначаются в прессе Big Tech или GAFAM. Еще не так давно, в 2008-м, пять из десяти самых дорогих компаний мира были нефтегазовыми корпорациями (Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, BP, ConocoPhillips, Total). Big Tech тоже не вечные, когда-нибудь их тоже заменят. Но кто?Не знаю, кто и когда заменит GAFAM, но можно обозначить отрасли, в которых могут появиться новые суперкомпании. Это космос, робототехника, нейротех, биотех и нанотех. Био- и нанотехнологии могут изменить вообще все
- как живые организмы (лечение, изменение, аугментация, совершенно новые организмы), так и окружающий мир (новые материалы, полная или частичная замена традиционного производства наноассемблерами). Сейчас это как электричество в XIX веке или компьютеры в 1960-х: ясно, что преобразит мир, но от обычных людей пока далеко. Первый молекулярный робот, способный к сборке молекул, создали чуть больше двух лет назад, а первый программируемый живой организм (ксенобот)
- буквально только что.Почему био- и нанотехнологические компании могут стать доминирующими в мире? Самую большую отдачу они дадут в медицине. Медицина
- это рынок для всех с высоким средним чеком. Даже у относительно здорового человека, который посещает в основном дантиста, годовые расходы на медицину могут превышать расходы на товары повседневного спроса и технику/софт/интернет-сервисы. С учетом того, что население планеты становится старше, а медицинские расходы с возрастом только растут, рынок для этих технологий огромный.#биотехнологии #нанотехнологии #будущее

Другие статьи канала Игорь Гарин

Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
(продолжение)
В России культура KPI повсеместно проникла в образование в последние десятилетия. По словам знакомых мне учителей, в прошлом школы оценивали на основе здравых, но не всегда квантифицируемых показателей: хороший директор, хорошие специалисты, материальная база в порядке, родители не переводят детей в другие школы, а стремятся попасть. За школу голосовали отношением к ней.Теперь ввели категории, и учитель должен каждые пять лет ее подтверждать. Некоторые, проработав 30-40 лет, устают доказывать и продолжают работать без категории. В каждом классе должны быть победители олимпиад (без победителей ты не учитель), а у директоров в голове одни деньги, баллы и рейтинги. Баллы начисляются за участие в конкурсах и результаты ЕГЭ. Учителя ничего с этого не имеют, только лишнюю бумажную работу. Отчетности столько, что это стало поводом для анекдотов.В других сферах деятельности картина не лучше. Отчетностью перегружены и медики, и правоохранители, и даже военные летчики. Гипотеза о влиянии отчетности на экономический рост, похоже, подтверждается.Само по себе использование числовых показателей не грех. Их можно и нужно применять. Но они редко годятся в качестве главного и уж тем более единственного критерия результативности. Но глобальный пересмотр подхода и отказ от диктатуры KPI наверняка займет еще годы, если не десятилетия. Слишком большая инерция.
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
Как
России совершить прорыв в экономике и поднять уровень жизни в регионах до уровня МосквыНесколько недель назад в России наконец-то сменилось правительство. Предыдущий кабинет министров критиковали за вялость и безыдейность. Новое правительство в качестве приоритетов обозначило цифровизацию, налоги ( «никто не забыт, ничто не забыто»), инфраструктуру. На уровне идеи (пока) озвучено предложение реновации жилья в масштабах всей страны. Все это хорошо, но МАЛО.У российской оппозиции идей еще меньше. Их программа напоминает план кальсонных гномов из South Park:
1. Снести режим
2. Установить демократию
3. Победить коррупцию
4. ...
5. PROFIT!Спору нет, хорошие институты лучше плохих, а быть богатым и здоровым лучше, чем быть бедным и больным. Но качественные институты тяжело создать, это раз, и два, история и современная практика показывают, что высокотехнологичную экономику и передовую инфраструктуру можно выстроить и с посредственными институтами. Сводить все к демократии и коррупции
- это как прийти к венчурному инвестору без идеи, но с обещанием, что ваша команда будет работать лучше всех. Любой человек с минимальным опытом управления знает, что управление бизнесом
- это не только процессы и культура, но и непрерывный параноидальный поиск новых точек роста, хаков и нечестных преимуществ. В управлении страной
- то же самое.Какая идея может увеличить экономику России в несколько раз, создать высокотехнологичную экономику, качественную инфраструктуру и выровнять условия жизни в масштабах страны?Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть, где находятся эпицентры современной экономики. В России безусловным эпицентром является Москва. На Москву и Московскую область приходится 14% населения, но почти четверть экономики страны. Не только потому что столица, а в первую очередь из-за огромного населения. Россия не уникальна, крупнейшие города растут опережающими темпами и в других странах. В США за последние десять лет почти весь экономический рост пришелся на несколько крупнейших агломераций. С 2005 года 90% новых рабочих мест в высокотехнологичных секторах экономики обеспечили Бостон, Сан-Хосе, Сиэтл, Сан-Диего и область залива Сан-Франциско.Почему крупнейшие города настолько опережают все остальные? Города
- это человеческие сети, а полезность сети зависит от ее размера. Исследования показывают, что города масштабируются одновременно сублинейно и суперлинейно:
- Инфраструктура (дороги, провода, трубы) масштабируется сублинейно со степенным показателем около 0,
85. При удвоении населения городу не требуется ровно в два раза больше инфраструктуры (экономия на масштабе).

- Социально-экономические параметры (ВВП, доходы населения, число патентов, число преступлений, число ВИЧ-инфицированных, зарплаты, банковские депозиты, количество изобретателей и научных работников) растут суперлинейно с показателем около 1,
15. Когда город удваивает население, его ВВП вырастает в среднем более чем в 2 раза. Похожие законы масштабирования (с другими коэффициентами) существуют для компаний и живых организмов.Практическое подтверждение этих законов легко увидеть вокруг себя. Большой специализированный онкоцентр, закрытый всесезонный горнолыжный склон, центр генетических тестов или первая в стране интернет-компания с наибольшей вероятностью появятся в крупном городе, где больше всего специалистов, капитала и потенциальных клиентов, особенно богатых и охочих до нового.Для конкуренции на глобальном уровне городу желательно иметь население от 10 млн. Минимум миниморум
- от пяти. В России городов с населением больше 5 млн всего два. В городах с населением более 1 млн живет всего около 30 млн человек. Среднему российскому миллионнику, по подсчетам института «Стрелка», потребуется 100 лет, чтобы догнать Москву по уровню подушевого валового продукта.Решение
- обозначить до 10 ключевых городов и целенаправленно, в сжатые сроки превратить их в мегагорода за счет масштабной миграции и больших вливаний из центра.(продолжение ниже)
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
(продолжение)
Переток населения в крупнейшие города идет и так, но слишком медленно. В малых и средних городах готово уехать 50-70% молодежи. В основном люди едут в трех направлениях: за деньгами и хорошей инфраструктурой
- в Москву и Санкт-Петербург, за теплом
- в Краснодарский край.Москва оттягивает на себя слишком много людей, и это надо остановить. Без помощи центра регионы никогда не смогут конкурировать с Москвой. Чем больше она становится, тем сильнее ее гравитационное притяжение. У масштабирования есть свои пределы, мегагорода тоже могут сжиматься. Но даже если Москва начнет сокращаться, другие миллионники будут догонять ее вечность.Дополнительная проблема состоит в том, что многим людям трудно или невозможно переехать без помощи государства. В депрессивных населенных пунктах жилье продается за бесценок
- или вообще никак не продается. В Воркуте стоят пустыми тысячи квартир, а в Мурманске шутят, что последний улетающий из города должен будет выключить свет в аэропорту. Помощь государства в переселении не только подтолкнула бы экономику, но и снизила бы социальную напряженность. Злость на Москву в регионах сильна как никогда.Создание мегагородов будет стоить огромных денег, но не сильно больше, чем реновация в масштабах всей страны, которую предложил Хуснуллин. У России никогда не будет ресурсов на равномерное развитие всех территорий. Можно либо размазать деньги тонким слоем и получить еле заметный эффект, либо капитально вложиться в несколько крупных городов и получить мегаполисы, конкурентоспособные на мировом уровне.Конечно, у мегагородов есть свои проблемы. Концентрация населения в нескольких крупных агломерациях повышает уязвимость в случае ядерной войны или эпидемии. Для демографии мегагорода тоже убийственны. Но альтернативы пока не существует.#города
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
На краудфандинг-площадке Seedrs привлекает инвестиции немецкий стартап Hycube, производитель систем хранения энергии на базе литий-железо-фосфатных аккумуляторов:https://www.seedrs.com/hycubeHycube заявляют, что продали более 440 единиц и достигли безубыточности в мае прошлого года.
В ходе краудфандинг-кампании собрано уже 137% от запланированного, завершение через 19 дней. Я не готов рекомендовать кому-либо вкладываться в Hycube, т.к. не разбираюсь в энергетике достаточно глубоко. Но для тех, кто разбирается, Hycube, возможно, будет интересен.Абсолютное большинство проектов на краудфандинг-площадках обычно не стоят внимания. На Seedrs последний раз интересный проект я видел осенью. Это был Anna Money, британский финтех-стартап Эдуарда Пантелеева и Бориса Дьяконова.Вложения в компании на ранних стадиях, тем более через краудфандинг, очень рискованны. Но и потенциальная отдача в случае успеха куда больше, чем в других классах активов.Инвестировать на Seedrs можно от 10 евро.
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
В интервью Максиму Спиридонову Руслан Зайдуллин рассказывал, как появился Doc+:
когда он загорелся идеей запустить свой бизнес, то попросил своих знакомых сообщать ему о любых интересных стартапах, к которым можно присоединиться. Через какое-то время время ему на почту прилетела презентация Doc+. Я хочу протестировать этот подход здесь.В конце прошлого года я ушел из предыдущего проекта и сейчас нахожусь в свободном поиске. Мне интересно как участие в стартапе, так и работа по найму, если это перспективная компания возможностью роста.Обо мне: последние десять лет я занимался запуском и развитием сайтов и мобильных приложений. Как небольших, так и крупных с MAU более 10 млн;
русскоязычных и англоязычных. В основном в качестве продакта, но помимо этого было много аналитики, редактуры и маркетинга (большой опыт в контент-маркетинге, SMM, SEO и CPA). В сумме мне знакомы все аспекты работы над интернет-проектами, начиная от идеи и поиска финансирования и заканчивая развитием ресурса с уже большой, устоявшейся аудиторией.Связаться со мной можно через контакт в профиле.
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
Всем, кто интересуется венчурными инвестициями, трендами в технологиях и крупнейшими инвестиционными сделками, рекомендую подписаться на канал @proVenture, который ведет инвестиционный директор фонда Da Vinci Capital
Денис Ефремов.Денис разбирает интересные глобальные венчурные сделки, подбирает качественную аналитику и рыночные инсайты, полезные как для инвесторов, так и для стартапов.https://t.me/proVenture#партнерство
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
Что ждет акции Tesla?
Гостевой пост моего давнего знакомого Владимира Зернова, одного из топ-авторов на SeekingAlpha.com и владельца канала «Практические финансы»: https://t.me/practicalfinance ____________________Даже люди, далекие от фондового рынка, в последние недели слышали про Tesla. Это неудивительно: в начале октября 2019 года акции Tesla шли по цене около $250, а 4 февраля этого года достигли отметки $968,
99. За это время капитализация Tesla выросла с $44 млрд. до впечатляющих $172 млрд. Подобные скачки более характерны для низколиквидных акций с небольшой капитализацией. Что произошло и стоит ли бежать покупать акции Tesla сейчас?Все началось вечером 23 октября 2019 года, когда Tesla отчиталась о прибыли за третий квартал, в то время как аналитики предсказывали убыток. Финансовые показатели всегда были основой «медвежьего» тезиса для Tesla: компания никогда не показывала годовой прибыли. В последние годы ее годовые убытки варьировались от $2 млрд. (2017) до $862 млн в 2019-м. Начало 2019 года складывалось для Tesla как обычно
- компания показала убытки в первом и втором кварталах. Именно поэтому неожиданная прибыль в третьем квартале придала большой импульс акциям компании. За третьим кварталом последовал успех в четвертом, и акции стали напоминать взлетающую ракету. Tesla всегда славилась значительным «медвежьим» интересом, и, вероятно, многие из неудачных ставок на падение акций компании были принудительно закрыты по маржин-коллу, способствуя дальнейшему росту цены акций.Разобравшись с тем, что произошло с акциями Tesla с технической точки зрения, пора обратить внимание на фундаментальную сторону вопроса. Сейчас капитализация Tesla $135 млрд. (в ближайшее время, эта цифра будет активно меняться каждый день). Для сравнения: Toyota имеет капитализацию $195 млрд., а Volkswagen
- $95 млрд. Разница в размерах бизнеса колоссальна: в 2019 году выручка Tesla составила $24,5 млрд. против $254 млрд. у Toyota и $230 млрд. (оценка) у Volkswagen.Аналитики предсказывают Tesla светлое будущее
- прибыль на акцию $8,05 в 2020-м, $14,44 в 2021-м и $24 в 2022-м (надо учитывать, что прогнозы меняются очень часто). Безусловно, такой рост, если он случится, впечатляет, но есть и самый важный фактор
- учтены ли перспективы подобного развития событий в текущей цене. Более чем: при цене в $760 акции Tesla торгуются с соотношением P/E (цена/ожидаемую прибыль) 94,4 для 2020-го, 52,6 для 2021-го и 31,66 для 2022-го. Это заоблачные величины: Toyota, ни разу показавшая убытков за последние 10 лет, торгуется с P/E менее
10. А традиционных американских автопроизводителей рынок совсем не жалует: у Ford P/E (для 2020 года) 7,19, а у General Motors всего лишь 5,
60.Очевидно, что рынок не воспринимает Tesla как автопроизводителя, а смотрит на нее как на быстрорастущую технологическую компанию. Если по какой-либо причине романтический флер, окружающий Tesla, развеется, то акции компании ждет суровая просадка
- даже при весьма высоком для автопроизводителя P/E 15 Tesla торговалась бы по $360 в 2022 году при условии, что агрессивные прогнозы роста прибыли сбудутся.Помимо завышенных ожиданий, у Tesla есть еще одна проблема
- долги. К концу 2019 года Tesla подошла с собственными оборотными средствами в размере $1,4 млрд., в то время как долгосрочные долговые обязательства составляют $9,4 млрд. Взрывной рост цены акций может помочь облегчить долговую проблему, так как более $4 млрд. долга составляют конвертируемые облигации. Вообще настолько бурный рост акций компании, которая недавно имела проблемы с ликвидностью, это прекрасная возможность для допэмиссии по заоблачным ценам. Более долгосрочная проблема Tesla
- конкуренция. Большинство автопроизводителей наконец-то начали выпускать свои электромобили на рынок (вот здесь удобная база по электромобилям). До сих пор Tesla по большей части наслаждалась одиночеством, но уже в 2020-2021 годах ей придется столкнуться с возрастающим сопротивлением традиционного автопрома, обладающего большим финансовым ресурсом и развитой дилерской сетью.(продолжение ниже)
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
(продолжение)
Помимо собственно продаж автомобилей, Tesla активно поддерживает веру в себя развитием автопилота и регулярными напоминаниями о своем бизнесе в области солнечных панелей
- последний конференц-колл с аналитиками не был исключением из этого правила. С солнечными панелями все ясно: Tesla купила SolarCity в 2016 году за $2,6 млрд., и никаких достижений, кроме спасения доли в SolarCity самого Маска, показано не было. Даже сейчас, когда штат Калифорния обязал ставить солнечные панели на все новые дома, Маск затруднился дать сколько-нибудь определенные оценки возможностям этого бизнеса на конференц-колле.С автопилотом ситуация более сложна для оценки. У Tesla много конкурентов, которые активно вкладываются в эту область, но у компании есть доступ к очень большому объему данных, генерируемом ее автомобилями. Большая часть индустрии использует лидары, в то время как Tesla считает, что можно обойтись и без них. Это решение может оказаться как преимуществом (за счет низкой цены), так и разрушительным недостатком (если окажется, что полная автономность недостижима без лидаров). Рост рынка автопилотов в ближайшие годы тоже вызывает вопросы
- можно встретить оценки роста даже в 1,3% в год в период с 2020-го по 2025-й. Логично предположить, что количество людей, готовых платить немалые деньги за функцию автопилота, при которой нужно держать руки около руля и следить за дорогой, весьма ограничено. Время появления действительно автономных машин (а вместе с ними и роботакси) остается загадкой.Чтобы рост акций Tesla оказался фундаментально оправданным, компания должна сохранить долю рынка при натиске конкурентов, а сам рынок электромобилей должен показать взрывной рост. Пока электромобили демонстрировали хорошую динамику только там, где государство оказывало им значительную поддержку. Количество стран, готовых к таким мерам, ограничено, так что проблемы роста рынка могут скоро встать в полный рост.Практический вывод: Tesla находится в стадии пузыря. Рынок не обязан следовать фундаментально обоснованным значениям на коротком временном промежутке, так что акции могут продолжить рост. Однако все покупатели на текущих уровнях делают ставку на увеличение спекулятивной активности в акциях, а не на фундаментальный рост бизнеса компании. Любое серьезное препятствие на пути Tesla может снять розовые очки с инвесторов и привести к коррекции акций до $400 за штуку или ниже. Хороший пример того, чем может закончиться параболический рост в активе, поддерживаемом по большей части верой в него, показал биткоин в 2017 году. Его месячный график обязателен к изучению каждому, кто сейчас думает о покупке акций Tesla.#электромобили #инвестиции
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
Чем полезно совмещение работы в бизнесе и в разведке
Бизнес
- занятие до некоторое степени авантюрное. Многим это нравится: не каждая профессия может дать столько разнообразного жизненного опыта и столько острых эмоций, как положительных, так и отрицательных. Еще более авантюрной она становится, если совмещать бизнес с работой на разведку.Пару дней назад Washington Post написала о швейцарской фирме Crypto AG, которая много десятилетий производила шифровальное оборудование и продавала его в десятки стран мира. Компания принадлежала ЦРУ, а ее машины содержали дефекты, позволявшие американцам легко расшифровывать переписку врагов и союзников.В использовании бизнеса как прикрытия для разведки нет ничего нового. Этой практике тысячи лет. Поводом для нападения Чингисхана на Хорезм стала резня торгового каравана в Отраре, в составе которого были монгольские офицеры и купцы, шпионившие на монголов. Советская разведсеть «Красная капелла» действовала в Европе во время Второй мировой войны под вывеской фирмы «Симэкс», которая торговала непромокаемыми плащами и вела дела с немецкими промышленниками и военными.Разоблачения представителей бизнеса происходят регулярно:
- Феликс Сатер совмещал работу в финансах и недвижимости (Mirax) с работой на американские спецслужбы;

- Пол Уилан занимался сбором информации и вербовкой в качестве сотрудника кадрового агентства Kelly Services;

- Джеффри Эпштейн, по словам одного бывшего израильского разведчика, собирал компромат на американскую и британскую элиту;

- Роберт Максвелл, британский медиамагнат и отец бывшей любовницы/конфидантки Эпштейна, подозревался в связях с израильской разведкой.Разведку всегда интересует одно и то же: политические, военные и промышленные секреты, а также досье на элиту и потенциальных агентов. Легче всего эту информацию добывать тем, кто работает в кибербезопаности, СМИ, кадровых агентствах, ивент-агентствах (конференции
- прекрасная возможность для путешествий и нетворкинга) или каким-либо образом взаимодействует с богатыми людьми. Например, есть один известный ecommerce-проект для ультрабогатых со значительной долей русскоязычной аудитории. Один из его основателей имеет связи с функционерами НАТО и работает в заметном американском единороге (специализация компании
- аналитика биг даты), где отвечает за связи со спецслужбами и правоохранителями. Значит ли это, что он работает на чью-то разведку? Необязательно. Но возможно. Ecommerce для ультрабогатых может быть полезен в такой работе.Связи с разведкой могут дать много преимуществ: полезные контакты, легкие заказы, доступ к секретам конкурентов, дармовое финансирование (когда Crypto AG испытывала финансовые трудности, ЦРУ вливало в нее деньги). Риски тоже высоки. Работать на чужие спецслужбы смертельно рискованно и морально сомнительно. «Родные» спецслужбы тоже могут быть опасными партнерами. Когда ключевой менеджер по продажам Crypto AG (основатель компании одно время жил в Штатах) был задержан в 1992 году в Иране, ЦРУ отказалось дать денег на его выкуп. Его освободили только через девять месяцев, деньги на выкуп дала немецкая разведка.#разведка
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
Как и предсказывал
Владимир Зернов в гостевом посте несколько дней назад, Tesla пошла на допэмиссию: https://t.me/igorgarin/202https://www.reuters.com/article/us-tesla-offering/tesla-seeks-to-tap-into-stock-surge-with-2-billion-share-sale-idUSKBN2071OY
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
О предсказании будущего
Умение предсказывать будущее лучше остальных (хотя бы чуть-чуть) всегда было большим преимуществом. Никакой системной теории предсказания будущего никто в мире пока не создал. Но можно вывести несколько общих принципов и наблюдений:
1. Технологические изменения предсказывать проще, чем общественные. Общества
- сложные системы с нелинейными обратными связями. В технологиях причинно-следственные связи проще.
2. Есть разница между предсказанием в науке и в технологии. Невозможно предсказать научное знание, но можно предсказать технологию, потому что границу для технологии устанавливает наука. Если наука в принципе допускает создание наномашин или сильного искусственного интеллекта, значит когда-нибудь это случится.
3. Долгосрочные прогнозы делать проще, чем краткосрочные
- сглаживается шум, проявляется цикличность, проступают паттерны. Например, с высокой вероятностью можно сказать, что в диапазоне от нескольких месяцев до нескольких лет мир ждет новый экономический кризис. Но когда именно
- предсказать невозможно.
4. Самые успешные прогнозисты заглядывали в будущее максимум на 100 лет вперед. Из-за ускорения темпов развития этот срок сокращается. Сейчас дальше, чем на полвека, заглядывать смысла нет.
5. Глубокое знакомство с предметом определенно помогает. Артур Кларк, Питер Уоттс и Ли Цысинь не стали бы такими заметными величинами в фантастике, не разбирайся они в естественных науках.
6. Еще больше помогает междисциплинарный подход, когда математик переучивается в историка, а разработчик
- в биолога.
7. Для предсказаний абсолютно необходимо хорошее воображение.
8. Выскочки и бунтари обычно лучше чувствуют будущее, чем ортодоксы и бюрократы (ортодоксия и бюрократия
- противоположность воображению). От Нассима Талеба или Эдуарда Лимонова можно услышать больше дельных мыслей, чем от предсказуемого человека-учебника Сергея Гуриева. Хотя бывают исключения (Михаил Дмитриев).
9. Фантастика может программировать будущее. SpaceX родилась из увлечения Маска Азимовым, а облик Tesla Cybertruck сформировался под влиянием Aliens, Mad Max, Blade Runner, Back to the Future и Halo.
10. Одно из исследований, проведенных по заказу американской разведки, показало, что самые точные прогнозисты хороши в распознавании паттернов на изображениях. Кроме того, они открыты новому, легко пересматривают свое мнение, если возникают новые обстоятельства, и учитывают свои личные недостатки.#будущее
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
3D Bioprinting Solutions Стартапов в высокотехнологичных отраслях в России немного.
3D Bioprinting SolutionsСтартапов в высокотехнологичных отраслях в России немного. Есть какое-то количество IT-стартапов, но за пределами IT ледяная пустыня
- такая картина в голове у среднего человека. По большей части это впечатление верное. Но иногда мы просто не в курсе.Одна из самых горячих тем последнего десятилетия
- 3D-биопринтинг. В фудтехе с помощью биопринтинга хотят создать доступное искусственное мясо (речь о мясе из клеток животных, а не растений, как у Beyond Meat), а в медицине
- печатать целые органы на замену из клеток самого пациента. Биопринтингом занимаются уже десятки компаний, а стоимость печати за десять лет упала на два порядка.Наиболее острая потребность в биопринтерах испытывает медицина: доноров всегда не хватает. Печатать твердые ткани (кости, хрящи) можно и на Земле, а вот с мягкими проблема: в условия гравитации они схлопываются под собственным весом, превращаясь в лужицу. Решение проблемы
- печать в космосе.В середине прошлого года американцы отправили на МКС биопринтер 3D BioFabrication Facility, совместно разработанный компаниями Techshot и nScrypt. На BFF провели ряд испытаний, одно из последних
- распечатали клетки сердца. Про американский биопринтер рассказывают Bloomberg и крупные ютуб-каналы.Но на своем сайте Techshot называет BFF «первым американским биопринтером в космосе». Такая формулировка объясняется тем, что с 2018-м на МКС уже испытывается биопринтер от российский лаборатории 3D Bioprinting Solutions. Это дочерняя компания компания «Инвитро», она существует с 2013 года, но относительно известной после появления биопринтера на МКС. Теперь она фигурирует в списках топовых биопринтинговых компаний (1, 2), а в специализированной прессе о ней пишут «maybe we are not talking about 3dbio nearly as much as we should». Управляющий партнер 3dbio Юсеф Хесуани Юсеф Хесуани дает интересные интервью и убежден, что когда технологии биопечати придут в медицину (в 2025-2030), работающие в этой нише компании станут единорогами. #биопринтинг
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
Made in Space Космос — быстрорастущая отрасль объемом уже около $400 млрд.
Made in SpaceКосмос
- быстрорастущая отрасль объемом уже около $400 млрд. Скоро будет исчисляться триллионами. В медийном поле основное внимание оттягивают на себя производители ракет и космических кораблей (SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic). Но есть и другие интересные компании, которые готовят почву для создания внеземной экономики.Одна из таких компаний
- Made in Space. Это пока еще стартап, основан в 2010 году. Ключевой проект
- Archinaut, спутник с робоманипулятором и 3D-принтером для печати и сборки объектов прямо в космосе. Для чего это может пригодиться? Made in Space рассчитывает, что в будущем будет строить в космосе структуры километрового масштаба. А в ближайшей перспективе
- солнечные панели для спутников. Даже в сложенном состоянии панели занимают много места. Если не запускать их с Земли, а печатать в космосе, панели можно сделать большего размера и дешевле. Испытания Archinaut запланированы на 2022 год, на это Made in Space получила от NASA $73,7 млн.Помимо Archinaut, Made in Space экспериментирует с производством в космосе оптоволокна. При печати в условиях микрогравитации образуется образуется меньше кристаллов, и такое оптоволокно обладает на один-два порядка лучшими характеристиками. С 2014 года 3D-принтер Made in Space произвел на борту МКС около 200 объектов.#космос
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
Самое лучшее время на фондовом рынке
На фондовом рынке наконец-то наступает самое благословенное время
- акции полетели вниз, словно с обрыва. Морские буровики вообще торгуются по таким ценам, словно эта индустрия вот-вот прекратит существование: Transocean
- $1,51 (последние пять лет стоила в районе $10, до 2015-го
- $40-50), Diamond Offshore
- $1,66 (последние пять лет
- $10-20, до 2015-го
- $50+).Такие возможности возникают нечасто. Самое время вспомнить мой ноябрьский пост «Простой способ заработать на фондовом рынке 100-500%»:https://t.me/igorgarin/125Несколько дополнений:
1. Высока вероятность, что это не кратковременная коррекция. И тогда чрезмерно торопиться с вхождением не стоит. Но и пытаться поймать самое дно тоже дохлый номер.
2. Рынок обожает сюрпризы в духе «войди на дне и получи второе, третье, пятое дно бесплатно».
3. Мы привыкли к быстрым кризисам с восстановлением за несколько лет. Но история знает крахи, после которых восстановление занимало десятилетия: США после Великой депрессии, Япония после 1991 года.#инвестиции
Игорь Гарин
Технологии и стартапы
Подписаться
Как инвестировать в морских перевозчиков
В предыдущем посте я написал, что наступающий кризис (если это действительно кризис, а не кратковременная коррекция) может стать золотым временем для инвестирования на фондовом рынке. А какие компании могут выиграть в текущей рыночной ситуации?Самые очевидные кандидаты
- танкерные компании. Страны Персидского залива объявили о наращивании добычи. За первые двое суток этой недели были зафрахтованы 25 VLCC (Very Large Crude Carriers), а тариф поднялся выше $300
000.Как объект инвестирования морские перевозки выглядят несексуально. Но у этой отрасли есть минимум две хорошие стороны:
1. Высокая цикличность. Отрасль регулярно проходит через один тот же цикл: в хорошие времена судовладельцы судорожно наращивают тоннаж, это создает избыток предложения, цены идут вниз, суда приходится списывать, сокращение тоннажа создает дефицит, цены идут вверх, судовладельцы опять начинают наращивать флот... Цена акций в нижней и верхней точках может отличаться даже не в разы, а на порядок.
2. Небольшое число ключевых переменных. В IT-отрасли переменных много, и некоторые из них не поддаются количественной оценке (оценить способности условного Сатьи Наделлы или Марка Цукерберга можно только после долгого наблюдения
- за это время акции могут вырасти до небес). В морских перевозках ключевых переменных немного:
- Предложение тоннажа: динамика строительства новых судов за последние несколько лет, текущее состояние, динамика на ближайшие 3-5 лет (backlog of newbuilds).

- Спрос на тоннаж (тарифы, зафрахтованный тоннаж): текущее состояние, динамика за последние годы и прогноз на ближайшие 3-5 лет.

- Отток (demolitions): динамика утилизации судов за последние несколько лет и прогноз на ближайшие 3-5 лет.

- Спрос и предложение на перевозимый товар. Значение имеют не только объемы, но и география: добываемую на своей территории нефть США могут гонять по нефтепроводам, а импортируемую надо возить танкерами.

- Цена топлива.

- Сезонность.

- Другие рыночные силы (пример: IMO 2020 Regulation обязывает сокращать выбросы, что подталкивает судовладельцев модернизировать флот).

- Данные о конкретной компании: сегмент рынка, состав и возраст флота, финансы, качество менеджмента и его планы.Но не стоит заблуждаться: несмотря на меньшее число переменных, делать деньги на инвестициях в морских перевозчиков тоже непросто. Нужен хороший анализ и железная выдержка. Если ошибешься, можно десять лет просидеть в убытках.#инвестиции

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...