Гостевой пост моего давнего знакомого Владимира Зернова, одного из топ-авторов на SeekingAlpha.com и владельца канала «Практические финансы»: https://t.me/practicalfinance ____________________Даже люди, далекие от фондового рынка, в последние недели слышали про Tesla. Это неудивительно: в начале октября 2019 года акции Tesla шли по цене около $250, а 4 февраля этого года достигли отметки $968,
99. За это время капитализация Tesla выросла с $44 млрд. до впечатляющих $172 млрд. Подобные скачки более характерны для низколиквидных акций с небольшой капитализацией. Что произошло и стоит ли бежать покупать акции Tesla сейчас?Все началось вечером 23 октября 2019 года, когда Tesla отчиталась о прибыли за третий квартал, в то время как аналитики предсказывали убыток. Финансовые показатели всегда были основой «медвежьего» тезиса для Tesla: компания никогда не показывала годовой прибыли. В последние годы ее годовые убытки варьировались от $2 млрд. (2017) до $862 млн в 2019-м. Начало 2019 года складывалось для Tesla как обычно
- компания показала убытки в первом и втором кварталах. Именно поэтому неожиданная прибыль в третьем квартале придала большой импульс акциям компании. За третьим кварталом последовал успех в четвертом, и акции стали напоминать взлетающую ракету. Tesla всегда славилась значительным «медвежьим» интересом, и, вероятно, многие из неудачных ставок на падение акций компании были принудительно закрыты по маржин-коллу, способствуя дальнейшему росту цены акций.Разобравшись с тем, что произошло с акциями Tesla с технической точки зрения, пора обратить внимание на фундаментальную сторону вопроса. Сейчас капитализация Tesla $135 млрд. (в ближайшее время, эта цифра будет активно меняться каждый день). Для сравнения: Toyota имеет капитализацию $195 млрд., а Volkswagen
- $95 млрд. Разница в размерах бизнеса колоссальна: в 2019 году выручка Tesla составила $24,5 млрд. против $254 млрд. у Toyota и $230 млрд. (оценка) у Volkswagen.Аналитики предсказывают Tesla светлое будущее
- прибыль на акцию $8,05 в 2020-м, $14,44 в 2021-м и $24 в 2022-м (надо учитывать, что прогнозы меняются очень часто). Безусловно, такой рост, если он случится, впечатляет, но есть и самый важный фактор
- учтены ли перспективы подобного развития событий в текущей цене. Более чем: при цене в $760 акции Tesla торгуются с соотношением P/E (цена/ожидаемую прибыль) 94,4 для 2020-го, 52,6 для 2021-го и 31,66 для 2022-го. Это заоблачные величины: Toyota, ни разу показавшая убытков за последние 10 лет, торгуется с P/E менее
10. А традиционных американских автопроизводителей рынок совсем не жалует: у Ford P/E (для 2020 года) 7,19, а у General Motors всего лишь 5,
60.Очевидно, что рынок не воспринимает Tesla как автопроизводителя, а смотрит на нее как на быстрорастущую технологическую компанию. Если по какой-либо причине романтический флер, окружающий Tesla, развеется, то акции компании ждет суровая просадка
- даже при весьма высоком для автопроизводителя P/E 15 Tesla торговалась бы по $360 в 2022 году при условии, что агрессивные прогнозы роста прибыли сбудутся.Помимо завышенных ожиданий, у Tesla есть еще одна проблема
- долги. К концу 2019 года Tesla подошла с собственными оборотными средствами в размере $1,4 млрд., в то время как долгосрочные долговые обязательства составляют $9,4 млрд. Взрывной рост цены акций может помочь облегчить долговую проблему, так как более $4 млрд. долга составляют конвертируемые облигации. Вообще настолько бурный рост акций компании, которая недавно имела проблемы с ликвидностью, это прекрасная возможность для допэмиссии по заоблачным ценам. Более долгосрочная проблема Tesla
- конкуренция. Большинство автопроизводителей наконец-то начали выпускать свои электромобили на рынок (вот здесь удобная база по электромобилям). До сих пор Tesla по большей части наслаждалась одиночеством, но уже в 2020-2021 годах ей придется столкнуться с возрастающим сопротивлением традиционного автопрома, обладающего большим финансовым ресурсом и развитой дилерской сетью.(продолжение ниже)