В блоге Lenny Rachitsky вышла гостевая статья от Patrick Campbell из ProfitWell, в которой он описал принцип определения цены для SaaS продукта.
Оба максимально крутые ребята, давно слежу за их контентом. Материал не совсем в тематике канала, но я все равно сделал выжимку. Уверен, многим будет полезно.
Первое, что нужно сделать при определении цены – понять диапазон, в котором находится продукт. Речь идет о порядках чисел: 10$, 100$, 1000$ или 10000$.
Не нужно тратить время на споры, должна быть цена 500$ или 505$. На начальном этапе это не имеет значения. Гораздо важнее два других момента:
1. Ваша метрика ценности.
2. Ваши идеальные клиенты и клиентские сегменты.
Эти два элемента являются фундаментом монетизации и стратегии ценообразования.
Первый шаг: Определить метрику ценности
Метрика ценности – это по сути то, за что вы берете плату: количество пользователей, сообщения, гигабайты, транзакции и так далее. Это самое важное, потому что позволяет вам убедиться, что крупные клиенты будут платить больше, чем мелкие.
Компании, чьи цены зависят от метрики ценности как правило растут в два раза быстрее, чем те, у которых фиксированные цены. Это связано с тем, что клиенты, которые начинают активнее использовать продукт, платят больше. А клиенты, которым наоборот продукт становится менее необходим, не уходят, а просто платят меньше соразмерно снижению активности.
Чтобы определить метрику ценности, нужно ответить на вопрос: какую именно ценность вы предоставляете своим клиентам?
Это может быть экономия денег, увеличение прибыли, экономия времени или даже радость от результата использования продукта. Понятно, что это нельзя измерить. Главное, что клиенты на самом деле подтверждают, что вы помогли им получить эту ценность.
Исходя из понимания ценности для клиентов, вы выделяете прокси метрику, привязанную к использованию продукта.
Например, идеальная ценность маркетингового сервиса HubSpot – увеличение дохода бизнеса. В качестве прокси метрики HubSpot выделяют количество контактов. То есть, чем больше пользователь HubSpot осуществляет контактов со своими потенциальными клиентами, тем больше он платит за продукт.
Важное примечание: хуже всего, не раздумывая о метрике ценности, скопировать прайсинг у другого продукта или просто привязаться к количеству пользователей аккаунта. Такой подход кажется логичным, но это пережиток прошлого, который ведет к большим проблемам.
Второй шаг: Определить портреты клиентов и клиентские сегменты
Определить портреты клиентов – не тоже самое, что придумать персонажей, дать им забавные имена и всем рассказывать, что вы клиентоориентированный бизнес.
Нужно получить количественную оценку каждой персоны. Сделать это можно с помощью шаблона.
В столбцах – профили клиентов, на которых вы ориентируетесь.
Важно не только понимать, на кого конкретно вы нацелены, но и знать, как их монетизировать и удерживать. На практике профили разделяются в зависимости от размера и роли.
В строках – характеристики каждого профиля, которые помогут лучше разделять их.
Если вы только готовитесь к запуску продукта, у вас может не быть данных. В этом случае нужно заполнить таблицу своими гипотезами, исходя из того, как вы видите клиентов продукта. Главное, не забыть эти гипотезы проверить, чтобы не остаться в вымышленной реальности.
Третий шаг: Исследовать пользователей и экспериментировать
Определение наилучшей цены продукта – это постоянный процесс. Монетизация никогда не заканчивается, следовательно не заканчивается и работа над ней.
Нужно исследовать клиентские сегменты, проводить интервью и опросы. Экспериментировать с ценами, скидками, надбавками, упаковкой.
Монетизация – это важно, неудобно и вы мало про нее знаете. Но лучше двигаться постепенно, чем ничего не делать. Начинайте с простого и продолжайте совершенствоваться.