Живое обучение
Образование
Подписаться

Другие статьи канала Живое обучение

Живое обучение
Образование
Подписаться
Работают простые решения
В итоге получается, что сложные решения в сложной ситуации не работают. Мы, если на чистоту, все время искали какие-то непростые подходы и схемы, что-то обязательно инновационное и очень особенное. Но вот в чем проблема
- когда реально нужно быстро и по делу, такие решения не работают. Они сложные в управлении и понимании, пользователи в стрессе ничего не могут понять. Что на самом деле нужно?
- Простой и понятный личный кабинет: как единая точка входа и как список дел, в котором понятно, что учить, куда идти и когда нужно сделать. Это нужно и школьникам и взрослым. Всем.
- Легкие и понятные учебные материалы. Даже не хочется говорить "курсы". Текст, который комфортно прочитать. Задания, которые заставляют на самом важном сфокусироваться. Минимум кликов, минимум графики, только суть и быстрый перевод в действия.
- Памятки, шаблоны и подсказки. Когда не хватает внимания, когда креативность не на самом высоком уровне
- взял и начал пользоваться, а потом уже будет творчество. Любое решение сейчас должно легко управляться. Ему не нужно учить и оно понятно тем, кого мы учим. Минимум действий, сразу к сути. Минимизация шансов потеряться и сбиться. Может быть для сложных решений еще будет время. Но точно не сейчас.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Время учиться или имеет ли формат значение
Наступил момент и я добралась до курсов MasterClass. Почти год в закладках и скриншотах, попытках найти время. И вот. Первое. Это прекрасно. От тем обучения до самого контента. Курсы смотрятся как хороший сериал, от которого сложно оторваться. Для меня интерес проявляется в момент, когда мне хочется вместо работы что-то делать. Вот это тот самый момент
- я заставляла себя не включать. Тут сейчас напрашивается вопрос
- Что же там такого? Как они так сделали? Может быть там есть какой-то уникальный подход или какие-то форматы? Что там такого. Ответ прост
- ничего. Это просто набор видео. Длительность от 10 до 30 минут. Внутри
- лектор снятый с двух камер, в уютной обстановке с хорошим светом. Лектор, стол, стул, фон. Внутри части видео небольшие заставки, которые разделяют по подтемам. Немного музыки в начале. Все. Без интерактивных компонентов, без сложных сценариев. Базовый и очень простой интерфейс. Но что так привлекает? Контент. То, что рассказывают и как. Перед вами человек, который не является особым и признанным экспертом, не профессиональный тренер или преподаватель. Да, это люди известные и чем-то особенные. Но про многих вы точно до этого не слышали. Они умеют рассказывать. Живо, не по бумажке, коротко и с прекрасными примерами. Каждое предложение имеет смысл. Примеры, которые запоминаются и сразу остаются. Их хочется пересказать другу, как забавную историю. Таким должен быть контент. Он насыщенный, емкий. К этому контенту ничего не добавляли, не украшали. Сделали настолько просто, что в этом и есть искусство и сложность. Оставить только главное. И очень качественно.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Кастинг и обучение
Первый и, может быть, ключевой вывод по итогам изучения видео курса, о котором писала в пятницу
- не каждый может быть героем видео-курса. Потому что это совсем иной навык и он не похож на то, к чему мы привыкли.
- Нужно уметь рассказывать. Именно классически рассказывать, как это делали лекторы в эпоху до слайдов и прочих технологии. То, что будет интересно слушать, нельзя прочитать по бумажке и по подготовленному не тобой тексту. Может быть это сделает актер, но это уже другая история.
- Нужно чувствовать то, что ты делаешь и верить в это. Это очень передается в речи. Просто слова так не воспринимаются, как слова со своими личными чувствами и небольшими историями. Кстати, уже очевидно, что говорят лекторы на MasterClass не в пустую камеру. Там кто-то сидит и говорят именно с ним. И это очень важно для видео
- говорить с камерой очень сложно и скорее все заметно для слушателей (если вы не профессиональный телеведущий или не освоили работу с камерой на должном уровне). Потому, если мы хотим хороший видео-контент, нужно понимать, что кастинг придется провести:
- Нужен человек, который не только знает, но и умеет рассказывать.
- Человек, который сможет искренне поделиться опытом. Даже тот, кто ведет тренинги и работает в аудитории, далеко не всегда нам подойдет. Только задумайтесь, какая на самом деле разница между тренингом и хорошей видео-лекцией. Механика, динамика, приемы. И нет такого правила, что если человек отлично ведет один формат, то он сможет тоже самое сделать и в другом. Кстати, это наша самая частая ошибка
- мы перекладываем один к одному из формата в формат, как будто можно просто скопировать.Так что и тут тоже
- "Кадры решают все". (или многое)
Живое обучение
Образование
Подписаться
Страх, формулировки и позитивные интерфейсы
Никогда не боялась конкретных формулировок в учебном материале. Иногда говорят, что все нужно подавать мягче и без негативных конструкций. Но если есть задача объяснить, что "Не влезай
- убъет!", то именно этими словами лучше и говорить. Иначе страшно не будет, покажется не так существенно и последствия могут быть не очень приятными. Чем ближе к реальности, тем лучше. Потому что учим мы не просто так, а для формирования определенного поведения. Но есть материалы, в которых мы не говорим о чем-то, что может убить и нанести какой-то вред здоровью и окружающим. Скажем банковский продукт для новых сотрудников. Или новый продукт для всех тех, кто с ним работает. Отличный пример, про позитивные интерфейсы. Насколько легче альтернативная формулировка смотрится и воспринимается пользователем. Уже даже не как ограничение, как возможность (хитрость, конечно, но очень верно сделана). Такой текст будет работать внутри учебного материала, внутри документов и регламентов. Потому что он понятнее и не вызывает ощущения, что тебе чего-то не дали. Мы как пишем? "На этот тест у вас не более 2х попыток". А если так: "У вас есть целых 2 попытки пройти тест". Мы также пишем в курсах, где говорим про ограничения, которые сложно воспринимаются. Вывод: если нужно напугать, то стоит это сделать. А если пугать не нужно, то позитив работать будет лучше.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Наша роль
Похоже, что сейчас как раз то время, когда специалисты по обучению и все причастные, могут продемонстрировать свои реальные возможности. Помочь бизнесу действовать в новых условиях. Ведь наша задача не только в создании курсов и тренингов. Умеем делать базы знаний. Для них сейчас самое время. Аккуратно, четко представленная рабочая информация
- как раз то, что очень важно и нужно. Умеем делать качественные учебные материалы. Сейчас нужны инструкции, памятки, чек-листы, короткие руководства. На большее
- нет времени и ресурсов. Умеем поддерживать. Наша помощь нужна тренерам, экспертам, даже руководителям. Умеем обучать работе с технологиями. И хорошо понимаем, что далеко не все те, кто может найти статью в сети, сможет организовать вебинар. У нас же все для этого готово. Обучение
- это инструмент реализации корпоративной стратегии. И всегда
- один из важнейших инструментов внедрения изменений. Нужны очень оперативные и проверенные решения. Главное, чтобы все понимали, что вы можете и знали, как и с чем к вам можно обратиться.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Меньше, скорее всего, будет лучше Кажется, что настал момент для онлайн обучения.
Меньше, скорее всего, будет лучшеКажется, что настал момент для онлайн обучения. Тот самый, которого давно ждали: условия продиктовали необходимость. Теперь точно придется переходить, переводить, транслировать. И кто-то открыл бесплатный доступ к курсам, кто-то советует учиться, пока есть время, кто-то вынужденно проводит по 3-4 часа в день за экраном, осваивая программу второго класса. У нас есть два варианта развития событий. Спустя пару месяцев все постепенно нормализуется и тогда... Тогда сегодняшние слушатели выйдут или с уважением к онлайн обучению или с лютой ненавистью. Уважение будет, если сейчас будет обучения не много и не мало. Если сейчас оно и правда будет помогать и даже спасать в каких-то ситуациях. Тогда к формату и к источнику будет больше доверие, что позволит нам потом системы развивать с более лояльными пользователями. Ненависть
- от перегрузки и передозировки. Когда придется слушать и смотреть в и без того очень плотном графике. И плотность эта не только в количестве задач, но и в количесте людей на квадратный метр квартиры. Справясь со всем наплывом нового и важного, вместе со всем остальным, не менее важным, тревожным и непонятным, потенциальные слушатели выйдут с желанием вернуть очное обучение или вообще больше никто не учиться. И тогда системы дальше мы будем строить с ними. Реальных условий для обучения сейчас нет. От простых бытовых до эмоционального состояния. Масла в огонь добавляют бесконечные предложения учиться, сейчас бесплатные и ощущение, что вот, я снова упускаю отличные возможности для развития. Будущее оно может быть и представляется сейчас несколько туманным. Но оно точно будет и будет очень похоже на все то, что было до этой весны. И нам нужно будет учить, развивать, менять ментальные модели. Нам должны будут доверять. Оставить только то обучение, без которого нельзя двигаться дальше. Только очень важное, емкое и максимальное практичное. Жизнь не заканчивается, еще успеем научить остальному. Но работать работать точно будет лучше с теми, кто сейчас не будет страдать от новых знаний.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Сила вопроса
Обладатель Пулитцеровской премии историк Дэвид Хакетт Фишер заметил, что вопросы "это двигатели интеллекта
- это машина мозга, которая превращает любопытство в последовательное исследование". Это одна из самых важных возможностей человеческого мозга (которая нас отличает от других приматов). Вопрос не только запускает мыслительную активность, он нас направляет и фокусирует. Но в социальном контексте
- незнание и сам факт появления вопроса часто воспринимается как личный провал. Сейчас нужно учиться и учить задавать вопросы.
- Это про фокус, которого не хватает.
- Это про снижение уровня неопределенности
- хотя бы что-то встает на свои места.
- Это про безопасность, но не только про безопасность задающего. Это безопасность компании, которая может быть уверена, что человек будет задавать вопросы и делать меньше ошибок. Научить задавать вопросы можно. Сначала нужна среда, в которой вопрос
- не подтверждение собственной глупости и беспомощности. Потом
- стимулирование вопросов через вопросы руководителей и всех тех, кто не боится этого делать. Вопросы
- это часть обучения. Но не ответы на них, а их формулировка. Задание, в котором нужно задать вопрос будет эффективнее чем те, где на вопросы нужно ответить. Реальность, в которой нам точно придется стать lifelong-слушателями и учиться всю жизнь и постоянно. В этом мире мы не сможем жить только на том, что нам дают и только на вопросах, которые задают другие.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Обучение - это ошибки и сложности Нельзя чему-то научиться, если ты не ошибаешься.
Обучение
- это ошибки и сложности Нельзя чему-то научиться, если ты не ошибаешься. Скажем, вы никогда не варили пельмени. И может первый раз вы их варите правильно. Но однажды отвлечетесь, не заметите и все-таки ошибетесь. Это единственный способ научиться и понять, что есть пельмени правильно сваренные и неправильное сваренные. Ошибка
- это фильтр, с помощью которого можно пнять, что есть хорошо, а что не очень. Когда в армии США завели обычай разбора полетов или after action review цель была как раз в том, чтобы увидеть ошибки, понять, какие они, где возникли и почему. И постараться их не повторять, как минимум потому, что они теперь известны. Совершать ошибки
- сложно и некомфортно. Может быть не моменте, но точно потом, когда понимаешь, что как-то не так вышло, а пельменей была всего одна пачка и ее уже не вернуть. Но именно эти неприятные эмоции и заставляют нас запомнить положение дел в режиме "неправильно" и начать себя ловить в нужный момент. Иногда нужно много раз попробовать и много раз ошибиться, чтобы понять, как правильно. Про мастерство и 10 000 часов не зря сэр Робинсон писал. В этих 10 000 половина
- ошибки и попытки понять, что не верно и как это исправить. Нет ошибок
- нет фильтра, который отделяет правильное от неправильного. Знание только правильного варианта
- неполноценное знание. Исправление ошибок
- проявление усилия и внутреннего интереса. Это добавляет стоимости к делу, которым мы заняты. Потому что именно преодоление и сложности мотивируют зачастую. Иначе зачем мы лезем на Эверест? Вывод
- обучение легким быть не может и не должно. Это усилия, ошибки и трудности. Иначе
- это не обучение.
Живое обучение
Образование
Подписаться
У тех, кто отвечает на вопросы появляется стимул это делать, а спрашивающих - способ оценить качество ответа.
У тех, кто отвечает на вопросы появляется стимул это делать, а спрашивающих
- способ оценить качество ответа. На словах все просто, потому что и правда нет ничего сложно. Учить друг у друга людям привычно. Инструментов сейчас достаточно. Остаётся только дать людям инструменты в руки и все должно работать. Но основная задача в том, чтобы были вопросы и были на них ответы. Последние, кстати, получить сильно проще, чем первые. Потому, если думать про социальное обучение, то сначала нужно понять, есть ли вопросы, сколько их и как часто возникают, где взять ответы и как сделать так, чтобы это было регулярно. И только потом
- искать инструмент.
Живое обучение
Образование
Подписаться
О том, как зомби заставили компанию больше бегать
Когда давно в книжке про геймификацию я встретила прекрасный пример: приложение Zombi Run. Идея простая: выходите на пробежку или прогулку, запускаете приложение, включаете наушники и бежите, от зомби. Разные механики, основная: если бежите хорошо, то вас не поймают. Может быть это те же ребята, но тема погони за зомби очевидно зашла. Вот приложение и описание, от компании FIX Health
- оно заставляет сотрудников больше двигаться на рабочем месте и в течении дня. Сотрудники объединяются в команды, шагами зарабатывают очки и эти очки помогают сражаться с зомби, которые атакуют. Чем больше ходят и двигаются, тем больше шансов сдержать атаку. Двигаться должна вся команда, иначе шансов нет. Челлендж длится 6 недель. За это время сотрудники начинают двигаться почти на 40% больше, чем до него. Хороший пример геймификации с правильными целями.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Вложение вместо страсти Мы часто задаемся вопросом: "Что мне больше всего нравится делать?
В чем моя страсть и призвание?". Хороший вопрос, чтобы понять себя и посмотреть в правильном направлении. Но вот прекрасный ролик, всего 1 минута от автора многих хороших книг Дэниэла Пинка. С участием еще одного хорошего автора Тома Раза. Они говорят, что вопрос о своей страсти и призвании и попытка найти то дело, которое под это подходит, приводит к разочарованию, потому что мир не крутится вокруг нас. Не всем нужно то, что мы хотим делать. Альтернативу предлагают тут же
- задать себе вопрос "Где я могу лучше всего себя применить? В чем моя сила и что нужно миру вокруг меня?". Вот именно в этом можно найти самое интересное для себя, потому что делая то, что больше всего нужно в той области, где мы сильны, дает возможность получить максимальную отдачу от сделанного. Тут снова вопрос про наше эго и наши желания. Если про современное обучение, то давайте честно
- мы часто хотим что-то внедрить и разработать, потому что нам это интересно. Нам может быть скучно, мы все попробовали и мы хотим идти дальше. Мы влюблены в свое дело и хотим развиваться. По совету из видео можно перевернуть и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Что больше всего нужно нашей компании? Нашим слушателям? Какое обучение? Какие инструменты? И если обучение
- это и есть наша сила и то, что умеем делать лучше всего, то стоит попробовать приложить эту силу именно к таким потребностям. Тогда сделанное принесет пользу, а значит и удовлетворение для нас. И меньше разочарований в том, что никто не оценил и никто не понимает.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Беглость восприятия Processing fluency или беглость восприятия или обработки информации - это простота, с которой человек воспринимает полученную информацию.
Беглость восприятия Processing fluency или беглость восприятия или обработки информации
- это простота, с которой человек воспринимает полученную информацию. Чем проще воспринять, тем проще запомнить и тем проще извлечь. Те самые "липкие" слоганы из рекламы, которые мы запоминаем на всю жизнь или короткие стишки
- это как раз беглость восприятия. Оказывается, что есть исследования о том, что люди лучше запоминают рифмующиеся предложения, чем такие же по смыслу, но без рифмы. Те, которые с рифмой, воспринимаю как более складные и содержательные. И опять рекламный пример
- там много рифмы (иногда ужасной). Учебные курсы в стихах писать не предлагаю. Хотя такие примеры я пару раз в жизни встречала. Но вот обратить внимание на факторы, которые способствуют беглости восприятия
- стоит:
- знакомые целевой аудитории слова, формулировки, идиомы, метафоры. Если уже где-то видели и это близко
- запомнят лучше;

- короткие предложения, в которых нет лишних слов;

- утвердительные формулировки, которые включают "Эффект иллюзии правды"
- чем более уверенно звучит формулировка и чем она короче, тем проще ей поверить и запомнить;

- простые и понятные шутки и юмор: они дополнительно стимулируют запомнить, чтобы кому-то еще рассказать. Но и про стихи тоже можно подумать, как слоган или тизер курса. Все говорит о том, что они и правда запоминаются.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Тоннельное зрения или обратная (иногда даже темная) сторона
Каждая новая технология у нас мгновенно становится трендом. Мы вообще очень любим тренды. Может быть все такие, но в нашем e-learning мире это особенно заметно. С трибун говорят про красивое и правильное будущее. Новые инструменты, новые технологии. Вот уже и то, что есть, устарело. Не актуально, нужно менять. Эти новые, правда, ещё не совсем дозрели, но стремиться нужно, пробовать, не стоять на месте. Вот вся эта конструкция про постоянное движения
- она ведь тоже тренд. Остановишься
- умрешь. FOMO, страх пропустить. Нужно менять, двигаться, развивать. И почему-то это развитие
- оно в замене чаще всего, а не в повышении качества. Хватаемся за новое, пробуем. Не получается. Не даёт того обещанного в списках трендов эффекта. Пробуем новое и снова что-то не то. Потому что нет времени остановится, подумать, рассмотреть со всех сторон и понять, что есть яркая сторона, но есть и темная. И не всегда всё везде подходит. Тренды
- часто просто красивые слайды. Могут быть правильными по сути, по общей идее, но никто не гарантировал, что подойдёт именно нам. Почему-то никто не говорит о качестве контента. О том, что он в первую очередь устаревает. Не развивается. Новое проникает насколько медленно, что к моменту попадания в учебные материалы устаревает. У нас больше половины учебных текстов основаны на книгах 10-летней давности. Не в ВУЗах, в компаниях. Примеры старые, кейсов практически нет, статистики нет. Это не пугает. А вот отсутствие новых технологий и несоответствие этим технологическим трендам
- да. И вот мы бегаем от геймификации к мобильному обучению, от адаптивного обучения к искусственному интеллекту. Ищем что-то, пробуем. Ничего не рассматривая, не погружаясь, темные стороны не наблюдаем, а потому
- даже от самых интересных инструментов не получаем того, что они могут. Времени нет. Нужно новые пробовать. То, что на самом деле важно, совсем уходит в тень. А люди все также продолжают читать хорошие книги, не смотр на то, что инноваций в них нет.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Не все то золото, что блестит или почему у нас слишком много курсов?
У нас в СДО очень много курсов. Многие лежат мертвым грузом. Устарели, неактуальны. Или же
- не были нужны с самого начала. Многие темы обучения раздуваются до размера курса. Пусть даже и микро-модуля, но все равно со всеми атрибутами: тестами, заданиями, роликами. Обучение
- это страх и это ответственность. Даже то, которое самостоятельное. Пусть только перед самим собой. Зачем нашим слушателям столько стресса? Чем больше курсов и формального (и даже необязательного) обучение, тем сильнее притупляется интерес. Потому что то, что мы называем "обучение в течении всей жизни"
- это не бесконечная цепочка теории и проверочных заданий. Это интерес к теме и постоянное в нее погружение. Но не с целью выучить, а потому что это имеет значение, для меня, лично. Не всякая тема достойна стать курсом. Обучения формального в любом формате не может быть так много. Перегружает, повышает стресс, притупляет интерес. И снимает ответственность. Потому что кажется, что и делать ничего не нужно
- все тебе скажут, что нажать и когда. Когда-то Jane Bozart сказала отличную фразу: "Мы переживаем, что наши слушатели хотят, чтобы их кормили с ложки, но сами же не даем им держать ложку в руках". Мы переживаем за отсутствие мотивации и интереса, но строим систему так, в которой места инициативе не остается. И да, курс или тренинг
- далеко не единственные форматы доставки. Для многих тем хватит просто видео, которое отправили по почте.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Качество контента
Много лет назад, когда про дистанционное обучение только начали говорить, про технологии говорили не так много. Говорили, но скорее изучали их, пытались понять возможности. Гораздо больше говорили о качестве контента. О том, как устаревший контент учебников не перетащить в новый формат. Как придумать процесс постоянной актуализации курсов? Как насыщать их новыми материалами и наработками? Это были ВУЗы, которые не хотели, чтобы онлайн студенты зашли и увидели материалы, которые настолько устарели, что и изучать их нет никакого смысла. Теперь у нас есть технологии. Курируемый контент, построение курсов из баз знаний с автоматическим обновлением, есть социальные ленты, из которых можно выбирать нужно по тегам. И можно построить такую систему, о которой 15 лет назад мы скорее всего могли только фантазировать. Издательства стали переводить и выпускать хорошие западные книги очень быстро. Почти все самые интересные книги на русском есть. И корпоративные электронные библиотеки есть и подписки на обновления есть. Даже есть сервисы, которые пишут обзоры и краткое содержание. Только диалог про качество контента затих. Теперь под качеством понимают визуальное оформление, инновационные форматы, подходы в подаче материала. Но почему-то никто не говорит про содержание. Материалы корпоративных курсов устаревают. Не графика, не технологии, а материалы, суть. Кейсы, аргументы, статистика, интересные находки
- в мире есть, а в курсы не попадают. Качество
- это все-таки содержание в первую очередь.

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...