Называть это дистанционным обучением нельзя, оно не организовано и не учитывает очень многих аспектов нормального дистанционного обучения. Просто теперь школьники сидят перед экраном и как-то работают с учителем. Все по-разному и далеко не всегда
- эффективно.
Потому что просто так перевести все в zoom или в скайп
- не получается.
Но если не говорить про качество и про то, как правильно делать. Не было времени на правильное, а дебаты про то, что нужно было раньше думать
- смысла не имеют. Так вот, если про это не говорить, то есть один большой вопрос
- количество экранного времени. Сколько часов в день школьник может находится перед экраном?
В одном исследовании (~40 000 детей от 2 до 17 лет) замерили несколько показателей поведения и общего состояния детей в зависимости от количества часов, которые ребенок проводит перед экраном. Брали реальные показатели, которые встречаются. То есть
- как есть на самом деле. И 19 параметров: от "простоты ребенка" до способности доделывать задания до конца, реакции на сложности, уровень тревожности и необходимости принимать препараты от психических расстройств.
Вывод очень простой
- чем больше экранного времени, тем хуже. По всем параметрам, во всех временных группах.
- Чем больше экранного времени, тем больше спорят.
- Чем больше экранного времени, тем менее спокойны, когда есть сложная задача.
- Чем больше экранного времени, тем меньше доделывают до конца.
- Чем больше экранного времени, тем сложнее ребенку успокоится и не срываться.
Это только 4 параметра. По остальным картина идентична. Все самое интересное начинается после 1,5-2 часов перед экраном. К 4 часам все параметры начинают сильно меняться не в лучшую сторону.
Теперь вспомним старые рекомендации, в которых говорилось, что от 6-8 до 10-12 лет ограничение должно быть на 2х часах экранного времени, качественного контента, адаптированного по возрасту. Ключевое слово тут
- качественный и адаптированный. Насколько то, что мы сейчас наблюдаем, соответствует этим параметрам? По моему опыту и тому, что есть вокруг
- нет. Потому что выбранные форматы не подходят для детей.
Вывод напрашивается простой: заменить часть удаленного обучения на простую самостоятельную работу. С одной стороны
- это правильный навык на будущее. С другой стороны
- снижение количества экранного времени. Ведь ситуация эта закончится, а нам с этими детьми дальше жить и воспитывать их.