Живое обучение
Образование
Подписаться
Про внимание и обучение говорят много.

Как удержать, как не потерять. На канале «Теория и Практика» вышел подкаст на эту тему, можно смело выбрать советы для ваших слушателей. https://t.me/tandp_ru/1649

Другие статьи канала Живое обучение

Живое обучение
Образование
Подписаться
Эмпатия и доверие Кому вы доверяете на самом деле?

Доверие строится не сразу, нужно время и действия. Как минимум подтверждения тому, что нет оснований не доверять.

Но кто тот человек, которому мы доверяем? Тот, кто сопереживает и разделяет. Тот, кто не обесценивает и не говорит, что все переживания
- полная ерунда. Тот, кто старается понять.

Слушатель воспринимает учебные материалы как человека. За словами всегда стоит голос автора, даже если вы никогда этого человека не видели и не знаете его имени. Нарратив в голове будет почти всегда, кто-то будет с нами говорить. Что если этому голосу сложно доверять?

Когда в курсе нет признания сложности внедрения нового и самих перемен в целом. Когда все представляется как дело плёвое, только бери делай. Когда все так просто и понятно, что только ленивый не сделает. И когда все это
- не так для слушателя. Эти перемены могут быть сложными, новое поведение будет приходить не сразу. Попыток может потребоваться сильно больше одной.

Как будет чувствовать себя человек, которого мы убедили в том, что все это ерунда и делается очень быстро? Что будет с самооценкой?

Но еще важнее вопрос доверия. Насколько слушатели будут готовы доверять такому обучению, которое не выражает эмпатии к ним?

Что должен сказать учебный материал, чтобы быть ближе к слушателю?
- Мы понимаем, что это будет сложно.
- Мы понимаем, что вам сейчас сложно в том и том.
- Вы сталкиваетесь (столкнетесь) с такими трудностями и это нормально.
- С первого раза не должно получаться и это норма.
- Вам может быть страшно/некомфортно/непривычно, так должно быть, это нормально.

Когда учебный материал начинается с эмпатии и сопереживания, он совсем по-другому работает.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Когда сложности идут на пользу

В "12 Правилах жизни" Джордана Питерсона есть одна очень важная мысль
- простая, легкая и безопасная жизнь не формирует характер человека. Отсутствие опасностей притупляет внимание, теряется навык осмотрительности и наблюдательности. Характер и настоящий опыт формируется от опастностей, сложностей и хаоса.

Питерсон задает вопрос родителям: Какими вы ходите видеть своих детей, в безопасности или сильными?

Нам же стоит задать такой же вопрос себе: какими мы хотим видеть тех, кого мы учим? Наблюдательными и внимательными или расслабленными и не включенными? Можно ли на самом деле формировать новое поведение человека, если он, человек, невнимателен?

Создавая простое и "очищенное" от негатива, страхов и опасностей обучение мы формируем ложное представление о реальности. Действовать же придется за пределами учебной среды. И там будет все, что мы убрали из учебных материалов. Может ли такой слушатель быть внимательным, наблюдательным и видеть потенциальную проблему раньше, чем она наступит? Сможет ли он "думать", а не реагировать?

Живое обучение
Образование
Подписаться
Защита от дурака Прошло обучение.

Не важно, какой был формат и сколько длилось обучение. Мы рассказали все, что хотели рассказать. Как действовать, в какой последовательности, что правильно и что нет. И пусть это всего 20 минут, это все равно приличный объем материала. Потому что задача не в том, чтобы запомнить, а в том, чтобы начать применять.

И самый главный вопрос слушателя
- как понять, что я все делаю правильно? Как себя проверить и убедиться, что все так, как нужно?

В конце любого учебного материала должна быть "защита от дурака": способ проверить себя. Как выглядит правильное поведение? Какие действия должны быть? Какой результат можно ожидать? Что есть ошибка и чего нужно избегать? Как понять, что вы ошиблись?

Очень коротко и емко. Лучше с чек-листами и памятками. Потому что люди могут очень хотеть начать применять, но не знают, как проверить себя и убедиться, что все идет по плану.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Размер перемены имеет значение Обучение - всегда изменение.

Размер перемены имеет значение

Обучение
- всегда изменение. В том, как мы думаем, как действуем, каким правилам следуем. Даже самое небольшое новое знание, если оно эффективно передано, должно в жизни человека что-то поменять. Иначе
- обучение не сработало.

Чем больше размер перемены, чем больше всего нового, тем страшнее человеку. Потому что меняться сложно. Требуется много самоконтроля. Потому что большинству из нас меняться не нравится, мы так устроены. Каждое новое знание возбуждает вопрос
- А смогу ли я это сделать? Получится? Как с этим справиться? Как вписать новое в старую схему?

Чем больше объём учебного материала, тем больше в нем нового. Значит и размер перемены слушателю кажется значительным. И значит страхов и следующего за ним отторжения будет больше. Чем меньше нового, тем меньше страхов. Кажется подъемным и реальным.

Это аргумент в пользу программ модульных и длительных. Когда перемена большая, но ее разделили на небольшие части.

Живое обучение
Образование
Подписаться

Приходите к нам на эфир
- https://web.facebook.com/etikhomirova/videos/10158317721959241/

Живое обучение
Образование
Подписаться
Обучение, рутина и правила

Единственное, зачем нужен план и график, это экономия ресурсов мозга. Есть план и нам не нужно решать, что мы будем делать дальше. Не нужно лишний раз делать выбор. Вспоминать лишний раз ничего не нужно. А самое главное
- следуя плану мы себя защищаем от разочарований: что-то снова забыли, не успели и не сделали.

Обучение, которое станет частью жизни, должно стать рутиной. Если мы хотим, чтобы сотрудники постоянно развивались и что-то изучали, это должно быть действием регулярным. Для любого возраста. Многие исследователи говорят, что дети, которые во время летних каникул продолжают хотя бы немного заниматься, легче начинают учебный год, меньше забывают и демонстрируют лучший результат.

Для взрослых обучение должно быть таким же регулярным. Потому так важен корпоративный учебный план на год или хотя бы на пару месяцев. Ничего не учить и потом начинать заново
- это очень большие усилия, которые могут негативно повлиять на обучение.

- Если мы проводим вебинары, то лучше их проводить в одно и то же время, например, каждый четверг в
16. Это формирует привычку.
- Приглашения к обучению и информация по курсам тоже должна поступать в одно и то же время, по одному и тому же каналу.
- Если можно поставить обучение в календарь, то это нужно сделать (или в список дел, которым пользуются сотрудники).

Обучение на работе должно быть привычкой, тогда оно будет работать. Привычка
- это набор регулярных действий.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Не лишайте людей текста Считается, что текст - самый интимный носитель информации.

Не лишайте людей текста

Считается, что текст
- самый интимный носитель информации. Ведь то, что возникает в голове, когда читаешь, это только твое, личное и никому не доступное. Есть много исследований и наработок о том, что чтение может сделать человека более счастливым и более уверенным в себе. Есть даже такие специалисты: библио-терапевты. Они задают вопросы, а потом подбирают книги, которые могут помочь в твоей ситуации. Есть проекты, где чтение используется как инструмент для торможения развития деменции, потому что работа с текстом сильно стимулирует мозговое кровообращение.

Текстовый материал имеет очень много дополнительных преимуществ, если используется в обучении. Это и большая активность мозга слушателя и развитие аналитических способностей. Самое главное
- это полностью самостоятельное взаимодействие с контентом, без дополнительных визуальных образов, без графики и анимации, которая может мешать вдуматься.

Про то, что как чтение сказывается на нашей голове, можно почитать на T&
P
- там обнаружилась хорошая статья как раз на эту тему.

Вывод:
- для своего обучения
- обязательно читайте. Не важно чему вы учитесь: новым навыкам и способам меньше нервничать.
- слушателям любого возраста давайте читать, и не только дополнительные материалы, а как основную активность.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Когда учебный материал "про меня"

Есть работа Томаса Шеллинга "Жизнь, которую вы спасли, может быть вашей собственной". В ней есть прекрасный абзац о том, как небольшой плакатик с фото ребенка и описанием его болезни, быстро наполняет копилку, которая под ним висит. А предложение платить чуть больше налогов, чтобы поддерживать больницы и спасать больше жизней
- вообще не отзывается и точно не заставляет сделать перевод.

Потому что есть разница между "статистической жизнью" и "идентифицированной жизнью". Представление живого человека вызывает куда больше эмоций, чем цифры. Человек так устроен.

Когда в учебных материалах мы даем статистику, это правильно, потому что материал становится живым. Когда она показательная, она может даже взять за душу или в эту самую душу запасть. Но цифры человек воспринимает плохо. Канеманн очень наглядно доказал, что интуитивная статистика
- не наш конек. Мы делаем очень простые ошибки в самых простых расчетах и не видим реальных цифр. Статистика чаще всего вызывает мысль о том, что это меня не касается, чем желание перевернуть цифры и посмотреть на них со своей стороны.

И то, что пишет Шеллинг, говорит о том, что нам нужны живые истории в учебных материалах. И это вовсе не те истории, которые тянутся через весь курс и создают сюжет. Это небольшие кейсы, зарисовки, но про реальных людей, которые попали в какие-то реальные ситуации и столкнулись с реальными последствиями. Это переводит материалы из общих и статистических в "идентифицированные", личные. То есть
- про меня.

Живое обучение
Образование
Подписаться

С самого начала был вопрос, с чем мы выйдем из этой истории
- с доверием или с отвращением к электронному обучению? Вот то самое отвращение, одна из форм

Живое обучение
Образование
Подписаться

Почти 35 тысяч человек подписали онлайн-петицию о том, чтобы дистанционное обучение в школах и университетах не было законодательно приравнено к очному и оставалось инструментом второго сорта (только как временная и вынужденная мера):https://www.change.org/p/президент-рф-не-допустить-законодательного-утверждения-дистанционного-образования-в-российской-федераци

К сожалению, это похоже на реальную оценку качества того процесса, который мы все наблюдаем. В чем причина недовольства
- в консерватизме людей, неготовности учителей, плохих технологиях, отсутствии продуманной методологии?

Скорее всего все причины сразу. Интересно, какие выводы сделают образовательные чиновники? Хочется надеяться, что попробуют устранить причины, вызывающие недовольство. Но, увы, более вероятно, что сославшись на народный гнев, оставят все как есть. До следующей эпидемии.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Сегодня был хороший эфир.

Поговорили о том, как оно сейчас на самом деле, как e-learning делать просто, про школьников и учителей и просто, что может быть сейчас не самое лучше время учиться. https://www.facebook.com/etikhomirova/videos/10158268381609241/

Живое обучение
Образование
Подписаться
Вспомнить о главном или манифест серьезного обучения

В прошлый четверг был прекрасный вебинар Майкла Аллена про выбор стратегий обучения. Коротко, емко и по делу. Много юмора и душевная атмосфера.

По ходу вспомнили про eLearning Manifesto
- набор установок для создания действительного серьезного e-learning. Его составили Майкл Аллен, Джули Дирксен, Кларк Куин и Уилл Тальхаймер. Очень много повидавшие и сделавшие в e-learning люди. Всего одна страница, но много смысла.

В качестве поддерджки основных установок манифеста, есть несколько принципов.и Сейчас хорошо про них вспомнить, когда так хочется все сделать онлайн. Тут не все, но самые значимые.- Не предполагайте, что обучение
- это верное решение в любой ситуации.
- Не предполагайте, что e-learning
- это верное решение в любой ситуации.
- Обучение должно быть связано с показателями деятельности.
- Ориентируйтесь только на изменение поведения.
- Обеспечивайте реалистичной практикой.
- Описывайте реалистичный контекст.
- Обеспечивайте сопровождением и обратной связью.
- Показывайте реальные последствия.
- Стимулируйте осознанную мотивацию.
- Ориентируйтесь на долгосрочные результаты.

Теперь вопрос
- насколько серьезен e-learning, который мы делаем? (Без намеков, просто иногда нужно себя проверять)

Живое обучение
Образование
Подписаться
Экранное время или пост о наболевшем Все школы перешли на удаленное обучение.

Называть это дистанционным обучением нельзя, оно не организовано и не учитывает очень многих аспектов нормального дистанционного обучения. Просто теперь школьники сидят перед экраном и как-то работают с учителем. Все по-разному и далеко не всегда
- эффективно.

Потому что просто так перевести все в zoom или в скайп
- не получается.

Но если не говорить про качество и про то, как правильно делать. Не было времени на правильное, а дебаты про то, что нужно было раньше думать
- смысла не имеют. Так вот, если про это не говорить, то есть один большой вопрос
- количество экранного времени. Сколько часов в день школьник может находится перед экраном?

В одном исследовании (~40 000 детей от 2 до 17 лет) замерили несколько показателей поведения и общего состояния детей в зависимости от количества часов, которые ребенок проводит перед экраном. Брали реальные показатели, которые встречаются. То есть
- как есть на самом деле. И 19 параметров: от "простоты ребенка" до способности доделывать задания до конца, реакции на сложности, уровень тревожности и необходимости принимать препараты от психических расстройств.

Вывод очень простой
- чем больше экранного времени, тем хуже. По всем параметрам, во всех временных группах.
- Чем больше экранного времени, тем больше спорят.
- Чем больше экранного времени, тем менее спокойны, когда есть сложная задача.
- Чем больше экранного времени, тем меньше доделывают до конца.
- Чем больше экранного времени, тем сложнее ребенку успокоится и не срываться.

Это только 4 параметра. По остальным картина идентична. Все самое интересное начинается после 1,5-2 часов перед экраном. К 4 часам все параметры начинают сильно меняться не в лучшую сторону.

Теперь вспомним старые рекомендации, в которых говорилось, что от 6-8 до 10-12 лет ограничение должно быть на 2х часах экранного времени, качественного контента, адаптированного по возрасту. Ключевое слово тут
- качественный и адаптированный. Насколько то, что мы сейчас наблюдаем, соответствует этим параметрам? По моему опыту и тому, что есть вокруг
- нет. Потому что выбранные форматы не подходят для детей.

Вывод напрашивается простой: заменить часть удаленного обучения на простую самостоятельную работу. С одной стороны
- это правильный навык на будущее. С другой стороны
- снижение количества экранного времени. Ведь ситуация эта закончится, а нам с этими детьми дальше жить и воспитывать их.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Тиражирование хорошего опыта Нужно научить, потому что не делают как правильно.
А не делают, потому что не знают. Будут знать, будут правильно делать. Логично, но не работает. Потому что знаний для изменения поведения не достаточно. Если не идти по пути передачи дополнительных знаний или смены формата, то появляется желание заняться археологией. И глубоко искать причину неправильного поведения человека, причин и особенностей окружающей среды. Что в целом правильно, но долго и часто неэффективно
- далеко не все связи очевидны, не все можно уловить, а некоторые вещи вообще не имеют никаких логических объяснений. Так получилось. Рабочим вариантом может быть поиск тех людей, у которых получается делать так, как нужно. Редко же бывает так, что вообще никто ничего не понял и не делает правильно. Всегда есть отличники производства, которые делают все как нужно. На которых можно смело ориентироваться. Задача: найти такие примеры. Посмотрите, как они работают. И тиражируйте такой опыт. Найдите человека, который своевременно и корректно заполняет отчеты. У него точно есть какой-то совет для всех остальных. Найдите 5 таких сотрудников и вы найдете набор рекомендаций, которые стоит передавать.Нужно найти правильный, хороший опыт и думать, как мы можем такого сделать больше. И не думать о том, почему все остальные так не делают. Смена постановки вопроса дает другие ответы.
Живое обучение
Образование
Подписаться
Работают простые решения
В итоге получается, что сложные решения в сложной ситуации не работают. Мы, если на чистоту, все время искали какие-то непростые подходы и схемы, что-то обязательно инновационное и очень особенное. Но вот в чем проблема
- когда реально нужно быстро и по делу, такие решения не работают. Они сложные в управлении и понимании, пользователи в стрессе ничего не могут понять. Что на самом деле нужно?
- Простой и понятный личный кабинет: как единая точка входа и как список дел, в котором понятно, что учить, куда идти и когда нужно сделать. Это нужно и школьникам и взрослым. Всем.
- Легкие и понятные учебные материалы. Даже не хочется говорить "курсы". Текст, который комфортно прочитать. Задания, которые заставляют на самом важном сфокусироваться. Минимум кликов, минимум графики, только суть и быстрый перевод в действия.
- Памятки, шаблоны и подсказки. Когда не хватает внимания, когда креативность не на самом высоком уровне
- взял и начал пользоваться, а потом уже будет творчество. Любое решение сейчас должно легко управляться. Ему не нужно учить и оно понятно тем, кого мы учим. Минимум действий, сразу к сути. Минимизация шансов потеряться и сбиться. Может быть для сложных решений еще будет время. Но точно не сейчас.

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...