Живое обучение
Образование
Подписаться

#ПочтиРеклама

Пару лет назад мои коллеги уговорили меня снять видео-курс по педагогическому дизайну. Долго сопротивлялась, в итоге сдалась. Снимали дома, своими силами. Получилось симпатично. Легло в стол. Я стеснялась. Мы никак не могли придумать, как его лучше запустить. Там, в столе, он и лежал до апреля этого года.

Тут все само сложилось. Курс достали, собрали и запустили. Всему, все-таки, свое время.

В курсе все основы, все то, что нужно, чтобы делать хорошее обучение. Любое, формат значения не имеет.

Для читателей канала специальные условия: я готова ответить на все ваши вопросы по содержанию курса и про то, как применять все изученное именно в вашей работе.

Другие статьи канала Живое обучение

Живое обучение
Образование
Подписаться
Геймификация или игра в долгую

Если говорить честно, то геймификация работает почти на любого человека. В приложениях, в акциях магазинах, в обучении. Я собираю марки в продуктовых, особенно там, куда хожу часто. Первый раз попробовала в Голландии, там выдавали карточки и нужно было марки собирать и наклеивать. 40 штук собираешь и тебе скидка, вроде 4 евро. Помню, что переживала очень, когда терялись наклейки.

Но геймификация
- это процесс долгий. Только в этом случае он вызывает и азарт, и привыкание и желание дойти до конца. Чем больше прошел, тем сильнее хочется закончить и не бросать все, что сделано.

Срабатывает неприятие потери, одна из ключевых иррациональностей нашего поведения. Мы очень не любим терять то, что у нас есть, даже если оно нам не сильно нужно. Это про разбор шкафа с вещами, когда даже то, что 3 года не одевал (и уже не оденешь, потому что маловато), выкинуть очень жалко.

Геймификация (для обучения в том числе) должна строиться именно на этом принципе, то есть
- надолго. Тогда постепенные действия и усилия будет жаль выбросить и перестать участвовать. Ведь столько уже сделано.

Нужны уровни и движение вперед и вверх. Марки можно собирать пару раз в год, каждый день
- надоест. А вот учиться можно каждый день, значит каждую неделю или 2 должен быть новый уровень. Его нужно не только получить, но и удержать. Дошел до 5ого и перестал учиться? Отправляйся на 4й и снова работай, чтобы подтвердить, что знаешь.

Геймификация внутри одного курса работать не будет. Курсы короткие (даже самые длинные) для вовлечения и страха потерять. Звездочки и все остальное внутри
- это только отметка прогресса. Вы все равно этот курс пройдете, даже если очки игровые заработаете не сразу. Курс может быть только элементом только более крупной игровой системы, как одно из действий, которое нужно выполнить.

И да, у учебной геймификации должна быть цель. Например, в сервисах по изучению иностранных языков она ориентирована на постоянные и многократные повторение, что является гарантией изучения как минимум словарного запаса. Почему нам важно, чтобы сотрудники участвовали? Что мы хотим в них сформировать? К чему приучить? И только отталкиваясь от этих ответов мы можем определить, какие мероприятия будут в нашей системе.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Маркетинг и мотивация Хорошо поговорили в эфире, душевно и по делу.

Немного выводов. Про трансляцию в принципе:
- Общаться с коллегами и единомышленниками нужно. Это очень укрепляет веру в то, чем занимаешься, мотивацию повышает. Позитива становится намного больше.

Про суть:
- Мотивации к обучению не существует.
- Обучение
- это транспорт, который доставляет нас к нужному месту.
- Пункт назначения: рабочая деятельность. Хорошо и легко делать свою работу.
- Мотивировать нужно хорошо и правильно работать.
- Обучение продавать как доступ к нужным инструментам, которые дадут те возможности, которых сейчас нет, но которые вам, слушателям, нужны.

Живое обучение
Образование
Подписаться

Через 5 минут у нас будет трансляция, про маркетинг и мотивацию https://www.facebook.com/etikhomirova/posts/10158374871369241

Живое обучение
Образование
Подписаться
Про внимание и обучение говорят много.

Как удержать, как не потерять. На канале «Теория и Практика» вышел подкаст на эту тему, можно смело выбрать советы для ваших слушателей. https://t.me/tandp_ru/1649

Живое обучение
Образование
Подписаться
Эмпатия и доверие Кому вы доверяете на самом деле?

Доверие строится не сразу, нужно время и действия. Как минимум подтверждения тому, что нет оснований не доверять.

Но кто тот человек, которому мы доверяем? Тот, кто сопереживает и разделяет. Тот, кто не обесценивает и не говорит, что все переживания
- полная ерунда. Тот, кто старается понять.

Слушатель воспринимает учебные материалы как человека. За словами всегда стоит голос автора, даже если вы никогда этого человека не видели и не знаете его имени. Нарратив в голове будет почти всегда, кто-то будет с нами говорить. Что если этому голосу сложно доверять?

Когда в курсе нет признания сложности внедрения нового и самих перемен в целом. Когда все представляется как дело плёвое, только бери делай. Когда все так просто и понятно, что только ленивый не сделает. И когда все это
- не так для слушателя. Эти перемены могут быть сложными, новое поведение будет приходить не сразу. Попыток может потребоваться сильно больше одной.

Как будет чувствовать себя человек, которого мы убедили в том, что все это ерунда и делается очень быстро? Что будет с самооценкой?

Но еще важнее вопрос доверия. Насколько слушатели будут готовы доверять такому обучению, которое не выражает эмпатии к ним?

Что должен сказать учебный материал, чтобы быть ближе к слушателю?
- Мы понимаем, что это будет сложно.
- Мы понимаем, что вам сейчас сложно в том и том.
- Вы сталкиваетесь (столкнетесь) с такими трудностями и это нормально.
- С первого раза не должно получаться и это норма.
- Вам может быть страшно/некомфортно/непривычно, так должно быть, это нормально.

Когда учебный материал начинается с эмпатии и сопереживания, он совсем по-другому работает.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Когда сложности идут на пользу

В "12 Правилах жизни" Джордана Питерсона есть одна очень важная мысль
- простая, легкая и безопасная жизнь не формирует характер человека. Отсутствие опасностей притупляет внимание, теряется навык осмотрительности и наблюдательности. Характер и настоящий опыт формируется от опастностей, сложностей и хаоса.

Питерсон задает вопрос родителям: Какими вы ходите видеть своих детей, в безопасности или сильными?

Нам же стоит задать такой же вопрос себе: какими мы хотим видеть тех, кого мы учим? Наблюдательными и внимательными или расслабленными и не включенными? Можно ли на самом деле формировать новое поведение человека, если он, человек, невнимателен?

Создавая простое и "очищенное" от негатива, страхов и опасностей обучение мы формируем ложное представление о реальности. Действовать же придется за пределами учебной среды. И там будет все, что мы убрали из учебных материалов. Может ли такой слушатель быть внимательным, наблюдательным и видеть потенциальную проблему раньше, чем она наступит? Сможет ли он "думать", а не реагировать?

Живое обучение
Образование
Подписаться
Защита от дурака Прошло обучение.

Не важно, какой был формат и сколько длилось обучение. Мы рассказали все, что хотели рассказать. Как действовать, в какой последовательности, что правильно и что нет. И пусть это всего 20 минут, это все равно приличный объем материала. Потому что задача не в том, чтобы запомнить, а в том, чтобы начать применять.

И самый главный вопрос слушателя
- как понять, что я все делаю правильно? Как себя проверить и убедиться, что все так, как нужно?

В конце любого учебного материала должна быть "защита от дурака": способ проверить себя. Как выглядит правильное поведение? Какие действия должны быть? Какой результат можно ожидать? Что есть ошибка и чего нужно избегать? Как понять, что вы ошиблись?

Очень коротко и емко. Лучше с чек-листами и памятками. Потому что люди могут очень хотеть начать применять, но не знают, как проверить себя и убедиться, что все идет по плану.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Размер перемены имеет значение Обучение - всегда изменение.

Размер перемены имеет значение

Обучение
- всегда изменение. В том, как мы думаем, как действуем, каким правилам следуем. Даже самое небольшое новое знание, если оно эффективно передано, должно в жизни человека что-то поменять. Иначе
- обучение не сработало.

Чем больше размер перемены, чем больше всего нового, тем страшнее человеку. Потому что меняться сложно. Требуется много самоконтроля. Потому что большинству из нас меняться не нравится, мы так устроены. Каждое новое знание возбуждает вопрос
- А смогу ли я это сделать? Получится? Как с этим справиться? Как вписать новое в старую схему?

Чем больше объём учебного материала, тем больше в нем нового. Значит и размер перемены слушателю кажется значительным. И значит страхов и следующего за ним отторжения будет больше. Чем меньше нового, тем меньше страхов. Кажется подъемным и реальным.

Это аргумент в пользу программ модульных и длительных. Когда перемена большая, но ее разделили на небольшие части.

Живое обучение
Образование
Подписаться

Приходите к нам на эфир
- https://web.facebook.com/etikhomirova/videos/10158317721959241/

Живое обучение
Образование
Подписаться
Обучение, рутина и правила

Единственное, зачем нужен план и график, это экономия ресурсов мозга. Есть план и нам не нужно решать, что мы будем делать дальше. Не нужно лишний раз делать выбор. Вспоминать лишний раз ничего не нужно. А самое главное
- следуя плану мы себя защищаем от разочарований: что-то снова забыли, не успели и не сделали.

Обучение, которое станет частью жизни, должно стать рутиной. Если мы хотим, чтобы сотрудники постоянно развивались и что-то изучали, это должно быть действием регулярным. Для любого возраста. Многие исследователи говорят, что дети, которые во время летних каникул продолжают хотя бы немного заниматься, легче начинают учебный год, меньше забывают и демонстрируют лучший результат.

Для взрослых обучение должно быть таким же регулярным. Потому так важен корпоративный учебный план на год или хотя бы на пару месяцев. Ничего не учить и потом начинать заново
- это очень большие усилия, которые могут негативно повлиять на обучение.

- Если мы проводим вебинары, то лучше их проводить в одно и то же время, например, каждый четверг в
16. Это формирует привычку.
- Приглашения к обучению и информация по курсам тоже должна поступать в одно и то же время, по одному и тому же каналу.
- Если можно поставить обучение в календарь, то это нужно сделать (или в список дел, которым пользуются сотрудники).

Обучение на работе должно быть привычкой, тогда оно будет работать. Привычка
- это набор регулярных действий.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Не лишайте людей текста Считается, что текст - самый интимный носитель информации.

Не лишайте людей текста

Считается, что текст
- самый интимный носитель информации. Ведь то, что возникает в голове, когда читаешь, это только твое, личное и никому не доступное. Есть много исследований и наработок о том, что чтение может сделать человека более счастливым и более уверенным в себе. Есть даже такие специалисты: библио-терапевты. Они задают вопросы, а потом подбирают книги, которые могут помочь в твоей ситуации. Есть проекты, где чтение используется как инструмент для торможения развития деменции, потому что работа с текстом сильно стимулирует мозговое кровообращение.

Текстовый материал имеет очень много дополнительных преимуществ, если используется в обучении. Это и большая активность мозга слушателя и развитие аналитических способностей. Самое главное
- это полностью самостоятельное взаимодействие с контентом, без дополнительных визуальных образов, без графики и анимации, которая может мешать вдуматься.

Про то, что как чтение сказывается на нашей голове, можно почитать на T&
P
- там обнаружилась хорошая статья как раз на эту тему.

Вывод:
- для своего обучения
- обязательно читайте. Не важно чему вы учитесь: новым навыкам и способам меньше нервничать.
- слушателям любого возраста давайте читать, и не только дополнительные материалы, а как основную активность.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Когда учебный материал "про меня"

Есть работа Томаса Шеллинга "Жизнь, которую вы спасли, может быть вашей собственной". В ней есть прекрасный абзац о том, как небольшой плакатик с фото ребенка и описанием его болезни, быстро наполняет копилку, которая под ним висит. А предложение платить чуть больше налогов, чтобы поддерживать больницы и спасать больше жизней
- вообще не отзывается и точно не заставляет сделать перевод.

Потому что есть разница между "статистической жизнью" и "идентифицированной жизнью". Представление живого человека вызывает куда больше эмоций, чем цифры. Человек так устроен.

Когда в учебных материалах мы даем статистику, это правильно, потому что материал становится живым. Когда она показательная, она может даже взять за душу или в эту самую душу запасть. Но цифры человек воспринимает плохо. Канеманн очень наглядно доказал, что интуитивная статистика
- не наш конек. Мы делаем очень простые ошибки в самых простых расчетах и не видим реальных цифр. Статистика чаще всего вызывает мысль о том, что это меня не касается, чем желание перевернуть цифры и посмотреть на них со своей стороны.

И то, что пишет Шеллинг, говорит о том, что нам нужны живые истории в учебных материалах. И это вовсе не те истории, которые тянутся через весь курс и создают сюжет. Это небольшие кейсы, зарисовки, но про реальных людей, которые попали в какие-то реальные ситуации и столкнулись с реальными последствиями. Это переводит материалы из общих и статистических в "идентифицированные", личные. То есть
- про меня.

Живое обучение
Образование
Подписаться

С самого начала был вопрос, с чем мы выйдем из этой истории
- с доверием или с отвращением к электронному обучению? Вот то самое отвращение, одна из форм

Живое обучение
Образование
Подписаться

Почти 35 тысяч человек подписали онлайн-петицию о том, чтобы дистанционное обучение в школах и университетах не было законодательно приравнено к очному и оставалось инструментом второго сорта (только как временная и вынужденная мера):https://www.change.org/p/президент-рф-не-допустить-законодательного-утверждения-дистанционного-образования-в-российской-федераци

К сожалению, это похоже на реальную оценку качества того процесса, который мы все наблюдаем. В чем причина недовольства
- в консерватизме людей, неготовности учителей, плохих технологиях, отсутствии продуманной методологии?

Скорее всего все причины сразу. Интересно, какие выводы сделают образовательные чиновники? Хочется надеяться, что попробуют устранить причины, вызывающие недовольство. Но, увы, более вероятно, что сославшись на народный гнев, оставят все как есть. До следующей эпидемии.

Живое обучение
Образование
Подписаться
Сегодня был хороший эфир.

Поговорили о том, как оно сейчас на самом деле, как e-learning делать просто, про школьников и учителей и просто, что может быть сейчас не самое лучше время учиться. https://www.facebook.com/etikhomirova/videos/10158268381609241/

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...