Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Перспективы IT-рынка в России.Продолжаю цикл ответов на вопросы подписчиков:

Перспективы IT-рынка в России.

Продолжаю цикл ответов на вопросы подписчиков:

"Я студент 4-го курса университета на технической специальности. Планирую работать программистом после окончания. Уже есть опыт разработки сайтов за деньги, а также стажируюсь в известной IT-компании. Посоветуйте, какой путь после университета избрать: стоит ли оставаться в России или нужно как можно скорее пытаться устроиться на западном рынке?"

Мой главный совет в этих вопросах: не надо воспринимать мир, как полярное место, где есть только добро и зло, плохое и хорошее. Вы спрашиваете в первую очередь о релокации (сменить страну проживания без смены рода деятельности). Проблема в том, что многие воспринимают жизнь «на Западе», как некое райское место, где все добрые, нет коррупции, а законы идеальные. Когда эти люди переезжают, то реальное положение дел вызывает у них сильный стресс и разочарование.

Проблемы есть везде: в каждой стране и регионе. Зачастую они одни и те же: высокие налоги, странное законодательство, бюрократия. Когда я жил в России, все твердили, что у нас отсталые законы, которые мешают делать бизнес, а вот Америка обогнала нас чуть ли не на 200 лет, и там все для бизнеса идеально. Видимо дело в том, что эти люди никогда не открывали бизнес в США. Из личного опыта могу сказать, что вести бухгалтерию и финансы в РФ мне было гораздо проще, чем в Калифорнии.

Переезд может вызвать у вас эйфорию на первые 2-3 месяца, после чего к вам придет осознание, что здесь также имеется куча минусов, просто эти минусы другие, а иногда и те же самые. Но если вы
- молодой специалист, то это может быть для вас еще хуже. Вам надо разбираться в профессии с технической стороны, а на это наслаивается еще и стресс от общения на другом языке и погружения в другую культуру.

Если вы на старших курсах университета, то я все же рекомендовал бы начать работать в российских компаниях, чтобы сбросить с себя налет юношеского максимализма, получить практический опыт и развить свои профессиональные навыки, чтобы стать действительно ценным специалистом на мировой арене.

Многие считают, что российский IT-рынок погибает, но это не совсем так. Да, в России сейчас не появляется новых многомиллиардных бизнесов из-за проблем с покупательской способностью населения и санкциями, но с другой стороны виден четкий тренд, когда российские корпоративные гиганты делают ставку на IT и открывают направления на тысячи рабочих мест в этой сфере. Сбербанк, МТС, Мегафон, Газпром, Сибур
- все они выходят на рынок труда и ищут тысячи разработчиков в свои компании. Учитывая, что население РФ
- это всего 140 млн. человек, из которых молодые инженеры
- это лишь маленькая крупица, то вы можете себе представить, какая битва разворачивается за каждого перспективного разработчика? Так что мешает вам использовать эту возможность?

Самый интересный пример здесь
- это условный Газпром. Менеджмент компании, которая ассоциируется с «трубой», прекрасно понимает, что цены на сырье скачут, и в перспективе 10 лет могут вовсе упасть на дно. А вот новые технологии всегда востребованы
- как раз они и могут стать подушкой безопасности для компании. Именно поэтому они активно сейчас влезают на рынок IT. Запускают новые направления, хантят людей, привлекают перспективных студентов. Например, в этом месяце проводили настоящий хакатон с очень приличными темами и участниками. Если бы мне 10 лет назад сказали, что Газпром Нефть проводит хакатоны, я бы просто посмеялся. Теперь это стало реальностью, и компания в марте запускает платформу Профессионалы
4.
0. На ней корпорации будут выкладывать свои задачи, а специалисты смогут найти для себя интересный кейс и включиться в работу команды.

Поэтому, когда вы задаетесь вопросом, «где мне начать карьеру, на Западе или в России?»
- я советую выбирать для старта Россию.
1. Это проще, и вы можете посвятить всю энергию повышению своих навыков.
2. Сейчас на российском рынке дикая конкуренция за любого молодого специалиста с головой. Пользуйтесь этим! 10 лет назад такого не было.

Другие статьи канала Digital Доктор

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Дисклеймер.

Часть 2 Я заметил, что у некоторого количества моих подписчиков очень серьезные проблемы с разделением общего и частного, индукцией и дедукцией, тенденциями и единичными случаями. В моих постах я всегда говорю о тенденциях. Это значит, я говорю о том, куда в целом движется какая-то отрасль, технология или человечество в целом. Безусловно, всегда существуют локальные (точечные) опровержения этой тенденции, потому что тенденция
- это когда 70% и более рынка делают что-то определенным образом, а значит остальные 30% делают это по-другому.

Пожалуйста, не надо мне писать в чат сообщения типа «Вы вот писали, что в первую очередь автоматизируют клерков, а у меня на заводе Михалыча заменили на станок с ЧПУ. Да вы здабол, батенька». Я не понимаю, чего пытаются добиться эти люди? Доказать свое интеллектуальное преимущество? В чем оно заключается? В том, что человек не может отделить частный случай от глобального процесса?

У меня есть предположение, почему у многих людей есть с этим проблема. Это не является их жизненно необходимым навыком. Какая разница, какие там тенденции, если вы уже 15 лет работаете в одной и той же компании, эти 15 лет делаете примерно одно и то же, и 30 лет живете в одном городе? А вот частные случаи постоянно наполняют жизнь таких людей. Увидел, что в магазине начали продавать 3D-телевизоры и решил, что наступила их эра. Увидел в Яндекс.Новостях, что Google делает свои очки-смартфон и решил, что через 3 года даже его бабуленька сменит свои окуляры на эти самые Google Glass. Но когда вы занимаетесь бизнесом, особенно высокотехнологичным, скатывание в частности, слепость, невозможность разглядеть тенденции
- смерти подобно.

Именно поэтому я не устаю повторять, что пишу о тенденциях и обобщениях, потому что это контент, который очень сложно найти в сети, и мне он кажется уникальным/интересным. Любой технологический блог всегда очень быстро скатывается в частности. Авторы не могут писать хоть сколько-нибудь осмысленные тексты о рынке в целом, потому что это сложно, долго, нужно быть практиком. Я же стараюсь дать подписчикам такой контент по тенденциям, и в первую очередь передать некую единицу смысла, чтобы после прочтения у вас сформировался новый вывод о том или ином вопросе, новый паттерн мышления, чтобы, почитав 15-20 постов в моем канале, вы смогли мыслить немного иначе. Я надеюсь, более прогрессивно и эффективно.

Так что, пожалуйста, не забивайте мою личку вбросами о том, что вы где-то там что-то видели, и что я глупец/болван/шарлатан, и так далее. Если вы не можете это собрать в осмысленный контраргумент в разрезе глобальных тенденций, то и не стоит тратить буквы на это.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Дисклеймер.

Часть 1 В который раз сталкиваюсь с проблемой непонимания того, что я пишу. Формат коротких постов Телеграма очень ограничивает в возможностях делать подробные пояснения и сноски, а пишу я о довольно сложных вещах. Поэтому расскажу сейчас несколько очень важных моментов для правильного понимания предыдущего поста:Абсолютно все посты в моем канале
- это мое личное/частное/субъективное мнение по какому-либо вопросу. Я не провидец, не экстрасенс и не маг. Я делаю выводы и оперирую той информацией, которая мне доступна. Мой спектр компетенций не так уж широк, как многим может показаться.

Вчера мне задали вопрос: «Какие перспективы вы видите в роботизации горнодобывающей промышленности?»
- ну откуда же я могу это знать? Я что, кибершахтер?
- «Но вы ведь о стольком пишете! Столько знаете!» Ребята, на самом деле то, о чем я пишу, вращается вокруг трех основных тем: нейросети, социальные сети, контент. Это то, в чем я более-менее разбираюсь, у меня есть практический опыт, и я постоянно слежу за трендами в этих отраслях. Все остальное для меня
- темный лес, так же как и для вас. Я могу лишь предполагать, но это совсем не значит, что я эксперт. Многие мне задавали вопросы, на которые я честно отвечал: не знаю. Никогда не видел смысла в детской привычке пытаться хоть что-то ответить на вопрос, в котором вы не «бум-бум». Только еще глупее будете выглядеть. А вот способность сказать окружающим и в первую очередь себе: «Я в этом не разбираюсь», «Я ничего об этом не знаю», «У меня недостаточно информации, чтобы об этом судить»
- как раз признак взрослого человека, я бы даже сказал профессионала. Этот навык каждый день помогает мне не наделать кучу глупостей.

Так почему же я вдруг решил прокомментировать вопрос о будущем VR? Потому что я сам поверхностно анализировал пару лет назад этот рынок, потому что задавался точно таким же вопросом: «Есть ли смысл туда лезть?», «Эта штука реально растет, или это просто новые 3D-телевизоры?» Я проводил некое исследование, пробовал разные шлемы, игры и фильмы к ним, общался с людьми из отрасли или просто владельцами всех этих шлемов. Перед постом я еще раз проверил, не случилось ли чего-то принципиально нового, о чем я не знал? Нет, не случилось, все находится на той же стадии. Взрывного роста нет. Технология медленно заползает в некие небольшие ниши. Собственно, об этом я и написал в качестве ответа.

Повторю еще раз: это мое частное достаточно поверхностное мнение об этой технологии. Не надо воспринимать его как абсолют или попытку навязать вам свое мнение. Возможно, через год я его вообще изменю на диаметрально противоположное, но сейчас, имея тот набор информации, что мне доступен, я вижу, что никаких перспектив взрывного роста у технологии нет.

Я лично читаю и постоянно слежу за примерно 20 авторами. Это и информация по фондовому рынку, и по технологиям, и по чисто социальным наукам. Но я никогда не воспринимаю их сообщения, как некий абсолют, и не спешу отрубать голову автору, если он ошибся в каком-то прогнозе, или даже указал неверный факт. Все мы люди, все, что пишут в авторских блогах
- это просто частное мнение, из которого можно сделать полезный для себя вывод, а можно и не сделать. Я рекомендую читать авторский контент в интернете именно с этой оговоркой. Я подписан на некоторых людей, которые мне максимально омерзительны и неприятны, а их мнение я считаю самым идиотским на свете, но полезно следить за альтернативной точкой зрения, чтобы хотя бы понять, как думают эти люди, и почему пишут именно то, что они пишут.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться

Есть ли будущее у VR (виртуальной реальности)?

Вопросов поступило очень много, но самое интересное в том, что все они
- про одно и то же. Поэтому самые часто встречающиеся разобью по отдельным постам.

В этом посте разберу самый популярный вопрос: "Есть ли будущее у VR?", "Верю ли я в перспективы VR?"

Для начала нужно разобраться, что такое будущее или перспектива. Чтобы оперировать какими-то понятиями и критериями, они обязательно должны иметь количественное измерение. Как я понимаю, когда люди говорят о будущем или перспективах, они подразумевают такое распространение технологии, что ей будет пользоваться каждый житель развитых стран, и допустим, каждый третий
- развивающихся. Чтобы было понятнее, подобными технологиями в прошлом были: телевизор, персональный компьютер, мобильный телефон, смартфон. Эти четыре типа устройств ознаменовали технологическую революцию второй половины 20го века и начала 21го.На текущий момент даже в России, которая относится к числу развивающихся стран, эти устройства есть практически у каждого. И когда люди говорят о будущем технологии, они подсознательно ставят вопрос, будет ли она следующим пунктом в этой цепочке.

Так вот, если интерпретировать вопрос именно таким образом, то я считаю, что виртуальная реальность (сюда же дополненная реальность и очки как умное устройство) будущего не имеют. Расскажу, почему.

Начнем с того, что ежегодно появляется огромное количество гипотез о том, что тот или иной аппарат является будущим индустрии. Например, 10 лет назад Microsoft безудержно продвигал идею ноутбука-планшета с единой операционной системой. Наверняка вы слышали о ярком представителе этой попытки
- Lenovo Yoga. Где он сейчас?
- на свалке истории. Миллиарды долларов на ОС Windows 8 были выброшены на помойку
- все это оказалось просто бесполезным продуктом.8 лет назад Google верил в то, что очки можно превратить в смартфон. Не вдаваясь в подробности, это оказалось еще более провальной идеей, чем ноутбук-трансформер. Здесь же можно напомнить о повальной моде 8 лет назад на домашние 3D-телевизоры, которые, по моему мнению, были самой провальной технологической идеей на моей памяти.

Что показывают нам эти примеры? Идеи новых аппаратов рождаются ежегодно: СМИ активно их обсуждают, они появляются на полках магазинов, а дальше растворяются в небытии. Появление очередного информационного шума не должно сбивать вас с толку
- с вероятностью 95%, это будет полным провалом.

Какие минусы я вижу в VR?
1. Слишком дорого. Средненький шлем сейчас стоит от 500 долларов. Но для своего использования требует еще кучу дополнительных приблуд
- джойстики, автоматы, мечи. В итоге полноценный комплект обходится более чем в 1000 долларов. Для сравнения, когда третий iPhone начал свое победоносное шествие по планете, он стоил всего 300 баксов.
2. Громоздкость. Шлемы огромные, требуют кучу проводов, греются, а сама 3D-технология через некоторое время вызывает рвотный рефлекс, поскольку дергающаяся картинка при повороте головы создает у мозга ощущение отравления алкоголем. Как итог
- вы не можете брать шлем с собой на улицу, и не можете проводить в нем дома больше пары часов.
3. Отсутствие контента для виртуальной реальности. Шлемы появились еще 5 лет назад, а для них до сих пор нет ни приличных игр, ни фильмов, ни образовательных программ, ни соцсетей. Производство контента под виртуальную реальность стоит баснословных денег, и я не понимаю, что может сократить эти расходы. Отсюда и отсутствие серьезных проектов на этом поприще.

Резюме.Безусловно, я не думаю, что VR-аппараты канут в лету, как 3D-телевизоры. Но применение их будет крайне ограниченным, и в масс-маркете мы их не увидим. Чтобы лучше всего в этом убедиться, достаточно вспомнить, что когда в 2007 году появился iPhone (первый современный смартфон), то через 5 лет смартфоны были уже практически у каждого жителя развитых стран. VR-шлемы существуют уже более 5 лет, но купили их себе три калеки, да и те их уже давно бросили в пыльный чулан.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Решил добавить интерактива в каналеВы хотели у меня что-то спросить?

Решил добавить интерактива в канале

Вы хотели у меня что-то спросить? Посоветоваться? Написать, что я шарлатан и неумеха? Сегодня отличная возможность это сделать. Пишите свои вопросы мне на @igordor

Отвечу на все вопросы, а самые интересные, по моему мнению, послезавтра выложу одним постом в канале.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Новый взгляд на приложения «второго экрана».

Часть 3 Обязательно прочитайте первую и вторую часть этого материала.

В этом посте я покажу вам несколько примеров того, как привычные и известные фильмы могут преображаться благодаря расширению контента, становиться гораздо более интересными и полноценными.


1. Криминальное чтиво от Квентина Тарантино.Наверняка многие из вас не задумывались о неоднозначном названии фильма, но вот в этом обзоре вам объяснят всю его комичную суть.
2. Знаменитый Сталкер Тарковского. Кто-нибудь при первом просмотре понял, о чем этот фильм? Я, если честно, нет. Зато вот здесь все подробно разбирается: раз, два, три, четыре. После чего смысл фильма становится легко доступен.
3. Всем известная трилогия Матрица и ее многогранные смыслы.На самом деле то, что вы думали о сюжете и его смысле, не совсем так. Чтобы в этом убедиться, посмотрите: раз, два, три.
4. Действительно ли убили Билла в фильме Убить Билла?Оказывается, что нет. Подробнее здесь.
5. Даже у Крепкого орешка есть скрытые смыслы. Подробнее смотрите здесь.

«Ну и что такого? Ты просто дал ссылки на несколько Ютуб-роликов»
- скажете вы. Безусловно, так и есть. Но эти ролики иллюстрируют тот факт, что ценность дополнительного контента и мыслей «людей с улицы» начинает немного перевешивать ценность основного контента. При просмотре кинокартины просто так и просмотре со всеми предысториями и мнениями критиков формируется настоящая пропасть в ценности для зрителя. Кроме того, это позволяет изменить формат с простого развлечения на некое образование. Вы узнаете исторические факты, начинаете мыслить критически, находить закономерности. Проще говоря, во всем искать смысл, получив некий набор паттернов от «экспертов».Просмотр фильма может стать образованием, если он будет иметь соответствующую обертку.

Следующий вопрос
- это лицензирование контента. 3 года назад на YouTube вышел фильм KUNG FURY. Он был выложен бесплатно, а деньги на съемки собрали через краудфандинг. Этот случай дает понимание того, что можно работать иначе, чем по схеме с оплатой за просмотр фильмов.Издатель может выкладывать свое детище бесплатно, а зарабатывать на размещении рекламы внутри фильма, в рекламных паузах, а самое главное
- внутри сопутствующего контента, который он также может генерировать сам. Вовлечение в контент не на 2 часа, а на 20-30 часов позволяет получить достаточный объем пользовательского внимания, чтобы отбить затраты на рекламе.

Объединение фильмов/сериалов, подводящих материалов, видео от критиков и прочего сопутствующего контента внутри одной экосистемы позволит полностью преобразить индустрию развлечений:
1. Люди смогут потреблять более качественный и полноценный контент.
2. Развлечение соединится с образованием.
3. Вам не нужно будет перескакивать с Netflix на Википедию, потом на YouTube, оттуда в Instagram или сайт сообщества фанатов. Весь контент будет в одном месте. А авторы контента смогут зарабатывать вместе с критиками. Нравятся обзоры этого критика? Посмотрите другие его видео, возможно так вы узнаете о других фильмах. Нравится режиссер? Посмотрите другие его фильмы, и так далее. Проблема современной индустрии развелечений в ее разрозненности. От этого страдают все: зрители, киностудии, критики, владельцы тематических сообществ.

Я думаю, что в перспективе ближайших 5 лет мы увидим проект, который начнет объединение всего этого в единый интерфейс, а индустрия развлечений и ее монетизация начнет меняться кардинальным образом.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Новый взгляд на приложения «второго экрана».

Часть 2 Продолжаю предыдущий пост о приложениях второго экрана. Я говорил о том, что общался с ребятами, которые делают свой проект, взяв за основу эту базовую идею: расширение контента при просмотре основного (фильма, сериала, аудиокниги, спортивного мероприятия).Так вот, теперь подробнее расскажу суть идеи.

Предпосылки:
1. Индустрия контента испытывает огромные трудности при продаже контента на другие рынки. Люди в СНГ не понимают всех нюансов сюжета, отсылок и шуток из голливудских фильмов, потому что не находятся в этой культурно-информационной среде. Отсюда начинаются проблемы оценки качества произведения. Гарантированно популярным становится только экшен: взрывы, драки, погони
- потому что они не требуют особых cultural references. А вот контент с более глубоким смыслом остается невостребован широкой публикой за пределами географического региона, в котором он был произведен.
2. В искусстве распространено такое высказывание: «это законченное произведение, здесь все, что хотел сказать автор». Но чтобы все-таки понять, что же хотел сказать автор, вы должны быть в курсе контента, который сам автор потреблял перед тем, как это произведение сотворить. Вы не поймете красоту, простоту и элегантность математической формулы для решения задачи, если вы ничего не понимаете в математике. Любой контент требует подводки. Мы должны что-то знать об исторических фактах и жизненном опыте автора, чтобы понять, про что пойдет речь в фильме. А после фильма нам необходимо узнать мнение авторитетных критиков о том, что же это все-таки было, и каких тонкостей вы не подметили при первом просмотре. После этого нам обязательно захочется обсудить это с такими же простыми обывателями, полистать мемчики по мотивам только что просмотренного или прослушанного произведения. Сюда же фан-арты, косплеи и куча всего прочего.
3. Монетизация. Современная монетизация развлекательного контента просто ужасающая. Преимущественно она построена на том, чтобы убедить вас до того как вы заплатили деньги, что этот контент того стоит, и вы не будете разочарованы в конце просмотра. Отсюда идет море маркетинговых уловок, огромные маркетинговые бюджеты и унылые фильмы/сериалы. А необходимость делать блокбастеры «для всех» и вовсе убивает всякий художественный смысл произведения.
4. Построение платформы для сторонних авторов. Пример: YouTube продемонстрировал, что условный «человек с улицы» может генерировать контент, увлекательность и качество которого не будет уступать лучшим телевизионным каналам, а иногда и превосходить. При этом, этот автор никогда бы не смог попасть на телевидение.

Решение.Будем рассматривать на примере онлайн-кинотеатра:
1. Просмотр любого фильма должен содержать некое вступление, прямо как предисловие в книгах (не зря же его придумали). Вы должны немного узнать о тех самых cultural references прежде, чем начать просмотр.
2. Затянутые сцены в фильме могут дать вам возможность параллельно с просмотром узнать интересные факты о процессе съемок, режиссере, сценарии. Вспомните: ведь в процессе просмотра любого фильма есть периоды, когда вы тянетесь к смартфону? Так почему бы платформе онлайн-кинотеатра не освободить вас от этой нужды?
3. Вспомните, сколько раз после финальных титров фильма вы задавались вопросом: «И что это было?» Вам требуется объяснение. У вас нет ощущения законченности. Вы хотите почитать отзывы на Кинопоиске, посмотреть обзоры на YouTube. Так почему же не включить их сразу в продолжение фильма, зачем делать лишние движения и помогать заработать Кинопоиску или Ютубу?
4. Общение. Согласитесь, что при просмотре часто хочется увидеть, что думают о происходящем другие? Особенно, если речь о премьере. Например, сериала Игра престолов.

Ребята показывали мне совсем сырую альфа-версию своего проекта
- я не могу дать вам полноценную ссылку, поскольку по факту проект еще не запущен, и есть вопросы регулирования лицензий на контент, но в следующем посте я приведу вам примеры того, как можно смотреть фильмы/сериалы в новом формате.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Превышение спроса над предложением рынка IT-специалистов.

Рынок труда IT-индустрии
- это место крайне занятных парадоксов. Кажется, что сейчас появилось огромное число людей, которые называют себя программистами, интернет-маркетологами, аналитиками данных, и так далее. С каждым годом их становится все больше и больше. И вроде бы ждешь какого-то переполнения этой ниши, но самое парадоксальное заключается в том, что этого не происходит. А даже хуже: каждый год, пытаясь нанять новых людей к себе в команду, сталкиваешься все с большими и большими сложностями. Сейчас, чтобы найти профессионального разработчика или аналитика, требуется потратить сотню часов, а зарплата чудом найденного сотрудника в год будет составлять стоимость премиального Audi или BMW.

При этом, эти самые сотрудники стали капризны, словно дети. Требуют себе кучу преференций, «игрушек», плавающий график, опцион, работу, имеющую по их мнению смысл, и так, чтобы не работать на проектах злого правительства.

Все это ребячество и безумие переворачивает устоявшиеся институты и ниши.Например, кадровые агентства теперь становятся некими нишевыми агентствами развлечения и облизывания кандидатов. Кандидат даже не придет на собеседование, если его не развлечь, не подарить игрушку или просто тупо не заплатить за его визит. Все это отлично иллюстрирует отрывок из сериала Кремниевая долина.

Изменения пришли также и на рынок профессионального образования. Если ранее оно всегда было труднодоступным и дорогим, и чтобы в 30 лет сменить профессию, нужно было стать просто великомучеником, то теперь образование становится доступным для каждого в любом возрасте, бесплатным и легкоусваиваемым. Теперь образовательные центры вынуждены сами отыскивать людей, у которых есть время и мотивация получить профессию, и на бесплатной основе давать им знания и проводить тестирования, чтобы в конечном итоге заработать на их трудоустройстве.

Фактически, складывается идеальная ситуация для людей, которые еще не находятся в сфере IT, но подумывают или давно хотят туда попасть.Вот яркий пример: онлайн-университет SkillBox, который в сотрудничестве с профильным кадровым агентством проводит бесплатный онлайн-интенсив по веб-разработке для начинающих. Интенсив бесплатен, а 3 лучших студента получат возможность бесплатно пройти полноценный большой курс для веб-разработчиков и получить новую профессию. За которым, безусловно, последует трудоустройство в одну из топовых российских компаний, поскольку сама школа и ее партнер в лице кадрового агентства в этом крайне заинтересованы.Я бы сказал, что это не условия, а сказка. Все, кто сможет просто закончить интенсив и выполнить практическое задание, смогут 2 месяца бесплатно учить английский язык у партнера SkillBox.Если вы искали знак свыше, чтобы наконец пойти в IT, то вот он: https://clck.ru/EpmLW.

#реклама

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Новый взгляд на приложения «второго экрана».

Часть 1 Примерно в середине 2000-ых годов практически все поняли, что у телевидения нет будущего и на протяжении следующих десятилетий оно будет только терять внимание зрителей, и как следствие, рекламные бюджеты. Это стало стимулом к появлению рынка приложений «второго экрана».

С появлением мобильных телефонов, а позже смартфонов, телезрители стали отвлекаться на них при просмотре телевизора:
• На спортивном матче пауза? Можно посидеть в Фейсбуке.
• В сериале затянутая сцена? Можно початиться с друзьями.В итоге получается ситуация, когда телезрители смотрят ваш контент, но обсуждают его в другом месте, и зарабатывают на этом другие компании. Эта упускаемая прибыль дала мощный импульс для развития ниши приложений второго экрана.

Начали в первую очередь со спортивных трансляций. На вашем смартфоне вы могли обсуждать с другими телезрителями ход матча, смотреть биографию игроков, интересные статистические закономерности, делать прогнозы, участвовать в конкурсах. Из простого зрителя вы становились активным участником события. Вы могли читать мнения других людей о происходящем, поддерживать любимых игроков голосованием за них в опросах, да еще и выиграть что-нибудь за лучший прогноз на матч.

Со временем этот формат со спортивных мероприятий перетек на все виды телевизионного контента, и теперь у каждого мало-мальски приличного канала есть свое приложение
- как в США, так и в России.

Благодаря популяризации подобных приложений телеканалы получили возможность дополнительного взаимодействия со своей аудиторией:
1. Теперь они получили доступ к статистике телезрителей, которой им так не хватало. Демография, частота просмотров, интересы. Все это позволяет лучше подстраивать сетку вещания и проще продавать рекламу.
2. Внимание при просмотре телевизора по-прежнему контролируется каналом и не утекает в соцсети, мессенджеры или почту.
3. Приложение и база его пользователей становится отдельным бизнесом, который иногда может перевесить стоимость активов самого канала. Потому что теперь канал имеет прямой доступ к своей аудитории через пуш-уведомления.
4. Возможность промоутирования новых шоу через все те же пуш-уведомления.
5. Отдельная рекламная площадка, которая зачастую может давать отдачу в несколько раз выше, чем реклама по ТВ.

Этот рынок вырос примерно за 10 лет
- и остановился. Он не стал прорывным, не произвел фурор. Просто появился, развился и достиг насыщения.Почему у приложений второго экрана оказался такой низкий потенциал роста?Дело в том, что приложения являются неким бонусом к просмотру, но не обязательной его составляющей. Вы можете посмотреть матч и без всей этой приблуды. Телешоу вполне можно посмотреть и без голосования за участников через приложение. То есть главная проблема в том, что это просто бонус/надстройка. Приложение без самого канала
- это пустышка, не несущая реальной ценности. Оно содержит только промо контента из телевизора или отдельные нарезки, то есть приложение само по себе не является поставщиком уникального контента, отсюда и проблема их роста. Если у канала начнутся проблемы с производством популярного контента, то и приложение тут же станет бесполезным.

Поскольку все мои бизнес-начинания касались работы с контентом (его автоматизированный поиск, обработка и преобразование в удобный вид), то я давно следил за этой индустрией, размышляя о том, что может дать ей долгожданный пинок для роста.

На этой неделе я познакомился с ребятами из Беларуси и России, которые, как мне кажется, делают проект, способный дать тот самый пинок не только телевизионным приложениям, но и абсолютно всем форматам потребления развлекательного контента. Я бы назвал эту идею приложением второго экрана
2.
0.

К сожалению, размер поста в Телеграм ограничен, поэтому об этом проекте расскажу в ближайших постах.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Реклама, основанная на страхе.

Вчера пообщался с давним знакомым. Он работает в большом рекламном агентстве в Москве. Говорили конечно и о работе, и о трендах на наших рынках. В разговоре всплыла очень интересная рекламная стратегия, которая стала активно применяться на российском рынке с 2014 года. Она основана на страхе будущего.

Чтобы лучше понять перемену рекламных стратегий в современной России, стоит немного рассказать о том, что было ранее, «в жирные 2000-ые». В те времена реклама была нацелена на то, чтобы убедить людей в светлом будущем. Люди верили, что впереди только процветание, благополучие и доллар по 10 рублей, а нефть
- по 200 баксов за бочку. А если впереди процветание, то можно брать кредиты: на смартфон, шубу жене, новую тачку и, конечно же, ипотеку на 20 лет. Самое главное, это подтверждала и практика: зарплаты действительно индексировались ежегодно, а покупательская способность рубля для импортных товаров росла. Именно в эту эпоху рождаются шутки про офисный планктон с кредитным Форд Фокусом и зарплатой в 30 тысяч рублей в месяц. Ну и, конечно же, знаменитые кредитные айфоны.В этот период основная цель рекламных текстов была в том, чтобы убедить людей в том, что они достойны большего. Они могут позволить себе то, что заработают и чего достигнут завтра. Такой своеобразный ориентир на рост.

А вот с 2014 года рекламная повестка кардинально изменилась. Теперь народ стали пугать грядущим будущим:
- Успейте купить Opel по старым ценам, потому что рубль упал вдвое!
- Успейте купить BMW до повышения НДС!
- Покупайте холодильник на укреплении рубля! (тут речь про период, когда доллар был по 56 рублей).

Если строящееся жилье раньше продавали под лозунгами того, что «Недвижимость всегда растет в цене», то теперь вторят: «Покупай, пока не повысили налоги для застройщиков», «Покупай, пока не подорожали стройматериалы из-за ввозных пошлин», и так далее.

Основной посыл рекламных сообщений всегда стремится резонировать со взглядами на жизнь большинства населения. И сейчас он строго негативный. Никто уже не пытается вас убедить в том, что «Вы достойны большего», «Это по карману с нашим доступным кредитом». Сегодняшние лозунги можно интерпретировать так: «Сегодня машину не купишь
- завтра вообще никакой не будет», «Сегодня ипотеку не возьмешь
- завтра будет выше процент». Та объективная информация, которую видит население в своей жизни (рост цен, падение доходов, потеря работы) усиливается сверху информационной бомбардировкой рекламными сообщениями. Все вместе это формирует ощущение, что будущего нет. Живем одним днем: завтра может просто не быть, поэтому тратим последнее. Это заставляет людей делать глупые и необдуманные покупки, например, то памятное безумие с покупкой бытовой техники (плазменных телевизоров) зимой 2014/
2015.

Но самое интересное
- это сравнение эффективности двух подходов: на благополучие и на безысходность. Мой товарищ говорит, что безысходность продает гораздо лучше. Потому что когда вы говорите человеку, что он может занять у себя будущего, потому что он достоин этого сегодня, то часть здравомыслящего населения все же отмахнется от этого и будет жить по средствам. А вот когда кричат «Шеф, все пропало!», то в это верит гораздо больший процент аудитории, и все бездумно тратят последние деньги. А тлен, депрессия и разруха становятся самосбывающимся прогнозом.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Что вы получаете, просматривая эмоционально-отрицательный контент?

В прошлом посте я рассказал о существовании особого вида информационных ресурсов с эмоционально-негативной повесткой. Теперь хочу рассмотреть «экономику внимания» этой ниши, участниками которой являются владельцы каналов, читатели и рекламодатели.

Позицию и преимущества владельцев каналов я рассмотрел в предыдущем посте. Теперь посмотрим внимательнее на то, что получает подписчик, ежедневно просматривая подобный контент:
1. Привыкание. У вас вырабатывается привычка ежедневно получать микродозы негатива, обернутого в насмешливые формы. Это не требует умственных затрат и это обманчиво интересно.
2. Это искажает вашу картину мира. Вы начинаете смотреть на все через призму негатива. Зачем мне открывать бизнес, ведь у нас его жмут налогами! Зачем мне заводить семью, ведь жена уйдет и все у меня отсудит? Вы превращаетесь в пассивного нытика. Если вы не верите, что регулярно просматриваемый контент формирует ваши взгляды на жизнь, то рекомендую провести эксперимент. Смотрите каждый вечер корейские триллеры с расчлененкой, например, «Я видел дьявола», а потом обратите внимание на то, как вы начинаете воспринимать незнакомых мужчин за
40. Все они начнут казаться вам потенциальными маньяками.
3. Вы тратите время, а что получаете взамен? Профессиональные навыки? Расширяете кругозор? Учитесь мыслить нестандартно? Это помогает вам зарабатывать или хотя бы быть интересным собеседником в компании? Чаще всего нет. Вы просто тратите время и узнаете, что Путин в очередной раз обокрал пенсионеров, а Рогозин «уронил» очередную ракету. С этим знанием ваша жизнь как-то изменилась? Вы не знали этих тенденций прежде?
4. Вы начинаете делиться этим особенно «шутливым» или «вопиющим» контентом с вашими друзьями и коллегами, становясь в их глазах тем самым «ноющим либералом». Так что, помимо потери времени, вы еще и портите свои социальные связи.

Для рекламодателей же подобные источники информации очень интересны и дают хороший выхлоп на вложенные средства. Главное
- формировать рекламное сообщение все в том же негативном срезе. Например, «Повысили пенсионный возраст? Покупайте наш БАД, чтобы дожить до пенсии!», «Повышают НДС? Падает курс рубля? Успейте купить до повышения цены!» и так далее.

Стоит отдельно подчеркнуть, что некоторые каналы с негативным контентом даже берут дополнительную плату за рекламу чего-либо с положительной окраской, поскольку это сбивает подписчиков с накатанной колеи негатива.

Но самое интересное открывается, когда вы узнаете, что часть постов с негативом в свою очередь тоже является рекламой. И очернение/высмеивание каких-либо личностей оплачивается, как полноценная реклама. Тем самым формируется рынок черного PR, когда одни политики топят других политиков, а владельцы каналов зарабатывают на этом деньги.Я не буду приводить примеры того, где вы можете заказать «очернение» других людей. Но если интересно, то просто поспрашивайте о такой возможности у админов подобных каналов, и вы будете сильно удивлены обширными прейскурантами в этой нише.

P.S.
1. Я не говорю здесь, что я
- супермозг, и сам не попадался в эту петлю потребления негативной информации. Я такой же человек, как и все остальные. Я сам через это проходил. Эти два поста я бы назвал просто анализом по своему личному опыту.
2. Я осуждаю другие каналы, как будто бы мой контент
- это манна небесная. Я так не считаю. Каждый автор работает в своем формате и у каждого есть свои минусы. Говорят, например, что мои посты нудные, малооригинальные, неинтересные и раздутые. Что ж, вполне возможно.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Каналы с эмоционально-отрицательным контентом.

Примерно 5 лет назад активно стал развиваться сегмент российского Твиттера, который практически полностью заполнили каналы с около-политической повесткой. Твиттер стали называть пристанищем либералов, а последующие 5 лет его жизни не привнесли нового контента на повестку дня: все та же «язвительная либеральщина».

Примерно год назад все эти аккаунты из Твиттера переехали в Телеграм, и начали активную экспансию, захватывая внимание сотен тысяч подписчиков. Яркие представители этой касты: Сталингулаг, Футляр от Виолончели, Усы Пескова, Лентач.

В этом посте хочу немного рассказать о механизме работы подобных источников информации.Интересная вещь, на которую стоит обратить внимание: каналы, казалось бы, говорят о политике, но на самом деле никакой конкретики не выдают. Там нет разборов грядущих выборов, политических перестановок и подковерных игр. Это как раз то, про что и должны быть политические каналы. Вместо этого они работают на основе эмоциональных триггеров. Главная их цель
- не дать вам полезную информацию, а просто вызвать у вас эмоцию. Причем эмоцию негативную.

Общие их свойства:
1. Потоки только негативной информации. Никогда на этих каналах вы не увидите положительных новостей, даже если они в принципе есть на повестке дня.
2. Абсолютно бесполезная информация. Никогда новости в этих источниках не будут хоть мало-мальски влиять на вашу жизнь. Закрой, перестань читать
- и в твоей жизни абсолютно ничего не изменится. Польза этих знаний для подписчика находится около нуля.
3. Они вызывают эмоцию, и эмоция эта негативно-провокационная. Например, «Путин не помог бабушке перейти дорогу». Что это значит? Он всегда не помогает? Или только в этот раз? Если только в этот раз, то почему? И какое это вообще имеет значение? Ответы на эти вопросы никто не собирается разбирать.
4. Смещение в сторону коротких микро-новостей. Контент подобных источников всегда очень короткий, и его всегда много. Короткий, чтобы вам не казалось, что вы попусту тратите на это время, а много
- для того, чтобы можно было часто подмешивать рекламу. Это так называемая жевачка. Взял пожевал 15 секунд, выплюнул и пошел дальше. Даже не понял, что произошло.
5. Акцент на сатирический юмор. Очень часто контент подается с карикатурной стороны (смешные картинки, которые дополняют новость). Поскольку смех лучше позволяет переварить информацию. Когда вы задаете себе вопрос «зачем я вообще трачу на это время», то подсознательно отвечаете: «ну хотя бы посмеиваюсь».

Что дает подобный формат контента авторам каналов:
1. Люди им очень хорошо делятся. Ведь он резонирует с их внутренним негодованием по каким-либо вопросам. А недовольные режимом есть всегда и везде. И даже в Швейцарии каждый первый будет недоволен действующей социальной, политической и экономической властью. Подписчики этих каналов очень любят закинуть какой-нибудь пост из канала в общие чаты или просто в личные сообщения с друзьями. Таким образом канал органически растет за счет распространения контента пользователями.
2. Этот контент очень хорошо липнет. Потому что он простой, очень короткий, карикатурный, и резонирует с вашими внутренними вопросами к обществу, то есть подходит всем. Поэтому подобные каналы быстро набирают подписчиков.
3. Легко обратить внимание, что у таких каналов вместе с ростом подписчиков быстро падает и вовлеченность. Примерный срок «усталости» аудитории от ежедневного негатива
- это 6-9 месяцев. После чего люди просто перестают открывать этот источник или вовсе отписываются, осознав, что их просто «надурили»: заставили потратить свое внимание и внимание их знакомых/близких на какую-то полнейшую ерунду.График на картинке внизу поста наглядно демонстрирует на примере канала Футляр от Виолончели то, как стремительно растет число подписчиков (и пропорционально просмотры постов), но при этом падает процент подписчиков, которые этот контент регулярно просматривают.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Почему Big Data и Data mining сейчас такие же хайповые темы, как и нейросети?

Вместе с нейросетями многомиллиардной индустрией сейчас становится и Big Data. Суть этой технологии в том, чтобы собрать побольше данных, структурировать их и найти какие-либо закономерности. Тем самым получив из некоего объема «сырых» данных новые следствия и выводы. Эти следствия и выводы становятся в свою очередь новыми данными, на основе которых вы можете продолжать делать новые выводы. Процесс извлечения новых закономерностей как раз и называется Data mining (добыча данных). Самое интересное в нише сбора и работы с большими данными
- это факт того, что они являются фундаментом для работы нейросетей. Чтобы нейросеть начала самостоятельно принимать решения, ее нужно обучить, а чтобы ее обучить, нужно достаточное количество данных. Поэтому Big Data
- это базовый фундамент для построения «умных» программ и роботов.

Еще одним важным аспектом того, насколько сейчас стал важен сбор и структурирование данных, является банальное осознание того, что данные мы применяем всегда и везде, чтобы принимать эффективные решения. Данные о том, сколько шагов вы делаете в день, как часто занимались спортом за последний год и каков ваш пульс в спокойном и активном состоянии, дают вам осознание реального состояния вашего организма. Люди, которые не придают этому значение, могут пить пиво по выходным, вообще не ходить пешком и по 12 часов в сутки проводить в кресле. Когда их живот становится достаточно большим, а бока рыхлыми, они решают «начать новую жизнь» и пробежать 3 километра с утра. Обычно это заканчивается больницей или вовсе смертью от инфаркта. Показатели здоровья можно заменить на финансовые показатели человека. Люди не следят за своими расходами, а когда начинают это делать, то оказывается, что они тратят на кофейни по 20% своего месячного дохода, или что обслуживание автомобиля обходится в такую сумму, что ездить на такси выходит в 2-3 раза дешевле.

Самое интересное, что аналогии с человеком точно так же переносятся и на бизнес. В современном мире главный актив любого бизнеса
- это собираемые и анализируемые данные о его работе. Потому что когда в бизнесе в очередном квартале падают продажи, то руководство начинает танцы с бубнами и гадания на кофейной гуще. «Почему мы плохо продаем? Наверное, нужно ввести KPI в отдел продаж или нанять бизнес-тренера. А давайте устроим черный четверг!» Если бы такие компании собирали данные о своей деятельности и рынке, то подобных плясок просто не было бы. Достаточно было бы изучить отчеты и понять, что форма на сайте просто теряет половину заявок из-за слабого сервера.

Как я сказал в начале поста, ниша сейчас дико растет, и возможность качественно работать с данными получает даже малый бизнес. Например, продукт компании CallTouch позволяет малому бизнесу за 990 рублей в месяц собирать кучу важных данных и отображать их в простых и наглядных отчетах для быстрого получения выводов. Вы можете подключить данные о трафике из поисковых и рекламных систем, данные о продажах из вашей CRM-системы, звонки, заявки и диалоги в чатах, чтобы проследить весь путь клиента и понять, где бизнес теряет деньги.Здесь можно посмотреть примеры того, как компании используют возможности данных для улучшения своего бизнеса: раз и два.

А самое главное
- попробовать работу CallTouch можно бесплатно в течение 14 дней, и оценить пользу инструмента. Если вы еще не используете глубокий анализ в работе вашего бизнеса, то самое время начать. Иначе сердце может остановиться прямо во время пробежки. Попробовать бесплатно

#реклама

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
Обратите внимание, что первое видео выложено в сервисе TikTok одним из китайских каналов.

Про TikTok и его умопомрачительный рост я писал недавно. Дальше это видео уже было разнесено по американским 9gag и Reddit. Это хорошо демонстрирует то, как вслед за поглощением musical.ly и агрессивной рекламной кампанией TikTok становится поставщиком уникального контента (это видео
- лишь один из примеров), а значит в перспективе TikTok сможет органически привлекать больше пользователей и стать полноценной соцсетью. Они уже начали уходить от формата «видео для имбицилов» в пользу более разнообразного и интересного контента.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться

А вот еще интересный пример, где сотрудник сам придумал автоматизацию своего рабочего места и понял, что вместо целого человека достаточно одного пальца.

Digital Доктор
Маркетинг
Подписаться
С какими неочевидными проблемами встречаются технологические компании на b2b-рынке?

На VC вышла очень занятная статья про то, с чем приходится сталкиваться создателям любых IT-продуктов на b2b-рынке
- и это не проблемы с масштабированием системы, срывом сроков по очередному этапу проекта или выбором между собственными и облачными серверами. Речь идет о «токсичных» клиентах. Мало кто задумывается о существовании коррупции в виде откатов, безответственности и обмане со стороны клиентов до тех пор, пока сам не столкнется с этим.

Есть множество примеров крупных известных брендов, которые не выплачивают свои задолженности за уже оказанные услуги или отгруженные товары (Enter, Ulmart).На самом деле, b2b-рынок переполнен такими контрагентами, и с этим сталкиваются все, независимо от возраста и величины компании.

В рассматриваемой статье речь идет о начинающих компаниях, дополню эту картину мало кому известными нюансами работы IT-гигантов. Например, если проводить аналогию с российским рынком, то Илон Маск
- это скорее не Павел Дуров, а условный Ротенберг, который сидит на госконтрактах. Его Space X получила от NASA около полумиллиарда долларов. При этом есть ряд мнений, что эти тендеры были выиграны не совсем честным путем, а ракеты для многоразовых запусков на самом деле менее экономически рентабельны по сравнению с классическими одноразовыми. Замена одноразовых деталей на Falcon'ах и их дальнейшее тестирование дороже, чем постройка новой ракеты. А весь этот проект
- это своего рода американский «Крымский мост»: много пафоса и затрат, мало эффективности.

Еще один пример среди крупных компаний
- Microsoft, который зарабатывает в первую очередь на продаже своих продуктов госучереждениям. Модель продаж Microsoft построена таким образом, что их мотивацией является не улучшение продукта, а «втюхивание» его как можно большему числу государственных компаний. Согласно официальной отчетности, подразделение «Productivity and Business Processes», в которое входят продукты Office, дает около 30% всех доходов компании. При этом цели улучшить продукт, чтобы повысить продажи в сегменте индивидуальных пользователей, нет. Есть цель обновлять его, добавляя какие-то фичи для госучереждений, которые якобы им нужны
- хотя на самом деле они могут быть абсолютно бесполезны, но лица, принимающие решения о приобретении этого ПО, сами на нем чаще всего не работают.

Если рассматривать крупнейшие мировые рекламные агентства, то обычно они являются не столько именно креативными агентствами, и не занимаются перфоманс-маркетингом
- на рынке рекламы они являются своеобразной вариацией банка.Почему они забирают самые «жирные» контракты? Потому что они готовы работать по схеме пост-оплаты. Крупный клиент, который выпускает новый продукт, еще не начал его продавать, и пока не заработал на этом денег. Например, Colgate выпускает на рынок новую зубную пасту. Когда он приходит в агентство, оно будет готово выполнить работу в рассрочку: создать креативы за свои деньги, сделать размещения за свои деньги. Далее, когда товар начинает продаваться, из полученных денег клиент расплачивается за рекламную кампанию. Многие креативные агентства не понимают, почему они не могут получить топовый контракт он условного Unilever, а получают рекламные гиганты, назначающие в разы более высокую цену за проект? Причина как раз в том, что такие небольшие компании просто не могут выполнить работу полностью без предоплаты, и получить деньги например, через год.

Возвращаясь к реалиям небольших IT-стартапов, нужно понимать, что такая модель не работает для них. И чтобы расти, им не стоит брать пример с крупного бизнеса, который работает на откатах и пост-оплате.Такие клиенты не дают роста
- возможно, компания получит прибыль в моменте, но в перспективе это лишь создаст еще больше проблем.

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...