Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Всем добрый день.
Забыл рассказать, что сразу же после Game of PAF, которая пройдет в это воскресенье (и на которой еще есть пара мест), в понедельник начнется конференция Product Fest https://productfest.ru/moscow/2019, на которой ожидается много полезных докладов и общения. Место проведения
- SAP Digital Space в Москве.Например, я расскажу о том, как сформировал Discovery Team в компании eLama, по какому процессу работали с коллегами и каких результатов удалось достичь. Будут спикеры из SEMRush, Skyeng, Авито, Wrike, DocDoc, Леруа Мерлен, Рокетбанк (Слава Аскалепов будет рассказывать крутой доклад о manager / job fit c упоминанием Product Architecture Framework) и много других специалистов.P.S. Честно говоря, я очень волнуюсь. Кажется, что это самый сложный доклад по степени подготовки, который у меня был: на чем лучше всего фокусироваться, когда хочется рассказать о столь многом!

Другие статьи канала Борода продакта

Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Порассуждать о кейсах, поучиться и пограть можно будет 8 декабря в
Москве на стратегической бизнес-игре Game of PAF. Это будет последняя открытая игра в этом году. За семь-восемь часов мы сможем на практике пройти весь путь от запуска продукта до максимальной капитализации компании, конкурируя друг с другом.Регистрация и детали http://productframework.ru/gameofpaf
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
И тут возникает вопрос - а для чего сейчас существует ваша компания?
И тут возникает вопрос
- а для чего сейчас существует ваша компания? На какой тип цели вы работаете? Как вы поняли, зачем вам нужен ещё следующий миллион в вашем бизнес-плане? Ведь на втором этапе цель уже не измеряется в деньгах
- они формулируются в клиентах (доли рынка). А на третьем
- вообще кстати непонятно в чём.И в догонку
- в какой компании вы хотели бы работать? В той, где цели сфокусированы на том, чтобы у владельца появился новый порш? Или же в той, которая хочет основать колонию на Марсе или избавить мировой океан от мусора на 80%?
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Всем привет.
Когда я проводил Game of PAF в Высшей Школе Экономики, мы с коллегами (язык не поворачивается назвать их студентами) затронули интересную тему целеполагания, когда рассматривали развитие продукта по его жизненному циклу. Не с той точки зрения, какие есть методики и принципы целеполагания, а ПОЧЕМУ цели должны быть именно такими? Можно ли найти в этом закономерность? Тогда что она из себя представляет? И мы начали рассуждать.Вот предположим есть у нас молодой продукт, практически свеже зарелиженный. Сколько мы хотим заработать денег в следующем квартале? Очевидно, что ответ на этот вопрос не связан с нашими личными желаниями, а лежит в области экономики продукта. Т.е. если продукт ещё операционно убыточен, то первой важной целью в деньгах для него становится именно операционная безубыточность. Соответственно, все процессы маркетинга и продаж должны быть сконцентрированы на том, чтобы быстрее достичь этой точки. Итак, мы её достигли. Мы работаем в ноль. Какая следующая цель может быть по деньгам? Кажется, что отбить CAPEX, чтобы окупить первичные инвестиции в продукт. И это тоже очевидное число, т.к. и оно проистекает из экономики продукта. И снова все процессы компании поворачиваются в сторону, чтобы быстрее достичь этой точки.Итак, предположим, что мы окупили продукт и работаем как минимум в ноль. А что дальше? Какие цели ставить? Сколько нужно заработать ещё в следующем квартале? Миллион? Два миллиона? Почему именно столько? Ответ на этот вопрос уже не лежит в области экономики. Единственный ответ на него
- это амбиции. Амбиции занять какую-то долю рынка (которую, как правило, считали в tam/sam/som перед тем, как делать продукт). Например, 5% от текущего рынка. В этом случае цель также становится понятной и главная задача
- чтобы быстрее занят эту долю с учётом действия конкурентов. Да, конечно, есть бизнес-модели (например, сетевые или платформы), в которых для достижения окупаемости (вторая цель) нужно достичь определенной доли рынка (третья цель), но мы не будем на них останавливаться. Они кажутся неустойчивыми и высокорисковыми.Итак, наши амбиции удовлетворены. У нас есть 5% рынка. А что дальше? Как следующая цель? Амбиции подсказывают, что ещё большая доля. Желательно максимально возможную. Идеальный конечный результат
- монополия. И мы снова меняем процессы и все остальное, чтобы сделать это.Предположим мы заняли максимум из возможного (даже с учётом выхода на разные регионы). А что дальше? Всё? Просто держим показатели на том же уровне? Есть ли ещё одна точка после этого? Оказывается, есть. Эта точка миссии компании. Скажем так, компания доказала самой себе, что жизнеспособна, пройдя первые две точки. Доказала другим компаниям, что сильна, пройдя следущие две. И на этой третьей стадии у неё больше нет "точки опоры", которая бы подсказывала ей, куда расти ещё. Это вопрос самоидентификации компании. Кем она хочет быть? Какую ценность хочет принести людям? Каким образом она хочет изменить мир? Если оперировать понятием "состояние", то для достижения первых двух целей компания стремится изменить состояние самой себя. Для третьей и четвертой
- состояние рынка. А для последней
- состояние людей в мире.И это очень сильно пересекается с тремя категориями целеполагания, сформулированными Андреем Пригожиным (натолкнулся на них в одной из статей канала "Стратегия и маркетинг"):Первая группа—пассивное целеполагание. Это цели вытекающие из витальных или психологических потребностей, из угроз и имеющихся проблем (т.е. в нашем контексте
- вопрос выживаемости компании по причине ещё несведенной экономики).Вторая группа—состязательное целеполагание. Это цели вытекающие из взаимного сравнения, конкуренции, столкновения интересов (это наши амбиции захватить ту или иную долю рынка).Третья группа—ценностное целеполагание. Это цели вытекающие из видения будущего, идеалов и миссии (наше желание изменить мир).
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Всем привет.
Как видите, долго не писал. С одной стороны, потому что каждый раз, когда думал это сделать, казалось, что будет банальность, о которой и так уже говорят все. И каждый раз останавливался. С другой стороны, потому что в последнее время больше работал с архитектурой и процессами управления продуктами, чем с самими продуктами.Этот канал
- способ рефлексии над тем, с чем я работаю или сталкиваюсь. Поэтому то и нет никаких "постов по расписанию" и контент-плана. Таким я его и хочу оставить в дальнейшем. И если уже набралось столько человек, значит я говорю не полный бред.Тезисы рефлексии за последний год в духе Морейниса, в которых удалось убедиться лично:1) Любой бизнес развивается со скоростью развития своего руководителя. Можно заменить "бизнес" на продукт / процессы / система, а "руководителя" на "владельца".Следствие: Я думал, что на уровне топ-менеджмента люди знают, ЧТО нужно делать, но просто не знают КАК. Нет, это ошибочное суждение. Они тоже не знают. Только не у всех хватает силы признать это и двигаться дальше.2) Хорошие продакты концентрируются на том, чтобы снизить риски фейла при работе с продуктом (проблемы нет или фичи их не решают, рынка нет, ценность не воспринимается, решение не принимают, каналы не работают и т.д.). Лучшие продакты
- на том, чтобы максимизировать шансы успеха.Следствие: У лучших продактов на один успешный проект три неуспешных.3) Стратегия
- это не роадмеп. Это перечень действий работы с рисками вне зависимости от конкретных фич продукта. Управление стратегией
- это управление временем, поэтому фундаментом стратегии является логистика. Чем лучше логистика, тем шансы на победу выше. Логистика коммуникаций (общение и информирование внутри компании), логистика знаний (работа с гипотезами, превращение их в знание, распространение знания по компании), логистика денег (деньги нужно сначала вложить, чтобы вернуть), логистика сотрудников (кого мы нанимаем, как формируем команды, каким образом ставим задачи).Следствие 1: Кто быстрее оптимизирует логистику (кайдзен), тот даже при слабой начальной позиции сможет стать лидером.Следствие 2: То, что не делается постоянно, не делается.4) Роадмеп обуславливается стратегией. Стратегия обуславливается миссией. Миссия обуславливается только этикой [как правило, основателей]. Этика аксиоматична.Следствие: Никто вам не ответит на вопрос самоопределения, кроме вас самих.5) Работа с гипотезами позволяет развиваться быстрее. Методологии и модели позволяют развиваться быстрее. Профессионалы позволяют развиваться быстрее. Хорошие процессы позволяют развиваться быстрее.Следствие: Ключевая задача любого менеджера
- формировать условия для быстрого развития, а не задачи ставить.6) В современном мире важна не столько конкуренция продуктами, сколько конкуренция бизнес-моделями (бизнес-модель это не схема монетизации, а то, как компания ведёт бизнес).Следствие: По мере роста продукта всё большее количество проблем можно будет решить только на уровне бизнес-модели компании, а не фич продукта.7) Бизнес архитектура продуктовой компании (бизнес-процессы, орг.структура, принцип бюджетирования, целеполагание, полномочия и ответственность) является следствием архитектуры продукта. Каким хотим видеть продукт, так и нужно изменять компанию. Обратная логика неверна.Следствие: Процессы и орг.структура компании
- это ограничение для процесса delivery. Хотите быстрее и качественне
- эволюционируйте.8) Мнение у каждого своё. А здравый смысл
- один. Поэтому именно он может являться критерием истинности, а опыт отдельного эксперта нет. Ключевой показатель отсутствия здравого смысла
- это противоречия.9) Серебряной пули не существует. Но и количество действительно хороших решений далеко не бесконечно.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
GoPractice + Product Hunt = Симулятор ?
??Симулятор GoPractice! продолжает идти на запад и сегодня заглянул на Product Hunt! По этому случаю нам очень нужна ваша помощь и поддержка.А помочь нам очень просто:1) Зайти по ссылке на Product Hunt https://www.producthunt.com/2) Найти в списке продуктов Simulator by GoPractice! (мы на главной странице)3) Поддержать нас ? Заранее спасибо!
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Коллеги, отличная новость! Самый крутой и полезный образовательный симулятор в мире (очень сильно верю в это) разместился на ProductHunt. Давайте поможем ему набрать больше апвотов
- GoPractice того стоит!
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Про Product Life Time / в порядке бреда Есть продукт.
Про Product Life Time / в порядке бредаЕсть продукт. Продукт закрывает потребности клиентов в контексте выбранного рынка. Рынок состоит из клиентов, пусть их
100.
000. В самом начале у продукта клиентов ноль. Пусть у продукта найден product/market fit. Пусть на рынке есть конкуренты, поэтому пусть реально достижимый объем рынка составляет 15%, т.е.
15.
000. Пусть продукт научился привлекать трафик линейно и привлекает каждый период (пусть месяц) 300 клиентов (продукт и маркетинг остаются теми же). Тогда, если на рынке ничего не меняется, продукт достигнет своих границ через 50 месяцев.Но. Есть показатель life time, который говорит о том, сколько существует клиент в продукте. Пусть он будет 6 месяцев. Предположим также, что реактивация равна нулю и клиент, один раз пришедший в продукт, просуществовавший там и ушедший, больше никогда не вернётся. Это значит, что из продукта все клиенты придут и уйдут через 56 месяцев. Это, по сути, и есть product life time. Предположим также, что каждый клиент принесет 100 долларов (ltv), тогда product life time value равен
1.
500.000 долларов. Т.е. больше этого объема денег не будет, как и после 56 месяцев в продукте не останется ни одного клиента, т.е. он умрет, выполнив своё предназначение.Однако:1) рынок меняется2) сам продукт меняется3) привлечение трафика имеет нелинейный характер4) life time клиента меняется для разных когорт5) существует реактивация клиентов6) монетизация может менятьсяОсновной тезис тут банальный, но показательный
- product life time является следствием от клиентов. Клиенты
- это всё. Именно поэтому все крупные холдинги (Сбербанк, Яндекс, Mail.ru, X5 Retail Group (а про платежную систему МИР я вообще молчу)) вбухивают неимоверное количество бабла в захват доли рынка, выстраивая разные продуктовые линейки (подходя с разных сторон), работая себе в убыток. Ведь когда ты захватил клиентов, ты можешь диктовать свою цену. В том смысле, что с того же самого объема клиентов можно получить как
1.
500.000 долларов, так и
3.
000.000 (конечно же, с учётом факторов эластичности по цене / средней конкурентной цене / доли кошелька клиентов). И кажется, что нового клиента сложнее получить, чем новый доллар.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Есть несколько важных новостей, связанных с Game of PAF.1)
Игра стала частью официальной программы подготовки продакт-менеджеров в Высшей Школе Экономики. В самом начале мы проводили тестовую игру со студентами, а с текущего учебного года она будет проведена в штатном порядке.Вообще, ВШЭ молодец, т.к. не просто создала программу, а пригласила в качестве спикеров реальных экспертов индустрии. В этом году ВШЭ запускает новый курс по продуктовой аналитике "Развитие цифрового продукта на основании данных и метрик", который состоит из двух частей: стратегии роста и удержания пользователей цифрового продукта (механики привлечения и удержания пользователей и как они влияют на метрики), аналитика цифрового продукта (выстраивание системы продуктовых метрик, запуск А/В тестов, когортный анализ и др.). https://product.hsbi.ru/product-analytics И снова в качестве преподавателей эксперты отрасли, которые стремятся развивать индустрию в России. Елену Серегину (эксперт в области продуктовой аналитики) и Дениса Мартынцева (эксперт в области growth management) знаю лично, Владислава Прищепова (эксперт в области юнит-экономики)
- заочно. Всех их рекомендую. У Елены своё агентство Datalatte http://datalatte.ru/. У Дениса проект Grow Horse @growhorse.На курс ВШЭ у меня есть промокод на 10% скидку
- borodaprodakta.2) 27 сентября вместе с Татьяной Гороховской мы решили провести Game Of PAF в Минске сразу же перед Product Camp! Есть хорошая возможность сразу одним махом посетить оба мероприятия (к тому же участникам кемпа скидка).Есть несколько плюсов:- Билеты уже сразу идут с колодами Product Notes.- Будет представлена обновленная версия жизненного цикла продукта.- Новые кейсы- Стикеры ?! 0_oЗаписаться на игру можно тут http://productframework.ru/gameofpaf3) За последний месяц я два или три раза читал, что кто-то еще запустил "стратегические бизнес-игры по управлению продуктами". Я не знаю, честно говоря, как к этому относиться, но, наверное, по-философски. Открытый вопрос, насколько именно Game of PAF стала причиной для их создания, но вижу в этом положительный знак. Любой рынок развивается эволюционно
- есть первопроходцы, потом появляются последователи, а потом рождается нечто более крутое. Индустрия в целом от этого только выигрывает =)
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Всем привет.
Нет, я не умер. И даже не улетел к себе домой на Юпитер. Просто есть время разбрасывать камни, и время их собирать. Я собирал камни. И сейчас готов снова делиться полезной информацией.Во-первых, хочу попросить вас пройти опрос для исследования о месте стратегии в жизни компании, которое проводит Product Sense https://productsense.typeform.com/to/KhZe8T- в каком виде представлена сейчас- какие основные точки отказа (на чем ломается)- какие процессы используются создания, а потом фокусировки- кто вовлекается и на каких уровняхВо-вторых, пару месяцев назад я начал писать цикл статей о стратегии, но так и не закончил (долг придется отдать позже) и даже поделился некоторыми мыслями на прошлом ProductCamp в Питере. Меня действително очень волнует эта тема, так как при работе и анализе разных проектов я постоянно приходил к одной и той же тупиковой мысли, которую хорошо сформулировала Анна Булдакова "Двигать метрики – это не стратегия" (https://t.me/proproduct/891). Но с другой стороны и roadmap, как совокупность действий во времени, это тоже не стратегия.Я постоянно возвращаюсь к цитате "Основой стратегии является не выбор какого-то одного пути, ведущего к победе, а создание таких условий, чтобы все пути вели к ней." из книги "Игра форов". Мне кажется, что смысл зарыт именно в ней. Вот в этой части "создание ... условий" и "все пути". В бизнесе рано или поздно сталкиваешься с проблемами (выбранный один путь), пытаешься что-то делать иначе, чтобы их решить (выбираешь другой путь). И так постоянно. То тебя ждет успех, то неудача. В одном месте ты облажался, в другом сработал хорошо.Но что останется, когда сами пути отбросить? Представить, что они могут быть любыми, неизвестно какими. Т.е. отбросить фактор среды. Остается только сама компания в некотором "вакууме". И тогда возникает вопрос
- а какие условия компания должна создать, чтобы вне зависимости от пути достичь успеха? Условия не снаружи, т.е. не нечто, что зависит от внешнего фактора, а условия внутри. Т.е. вне зависимости от того, что происходит вовне, компания создает себя такой, чтобы выходить победителем в любой сложной ситуации рынка.Например, есть боксер. Один и тот же боксер вступает в поединок со многими соперниками. Как ему сделать так, чтобы победить каждого? Что в его поведении должно быть одинаковым, чтобы победить каждого? Ведь действия во время боя
- это тактика, а не стратегия. Что делает боксер? Он тренируется. Каждые день. Постоянно. А великие боксеры создают свои приёмы, что даёт им уникальное преимущество вне зависимости от противника.Но тогда мы приходим к выводу, что стратегия
- это не динамическая модель (каковой является, например, roadmap), а постоянные устойчивые свойства структуры компании, которые позволяют ей быть лучшей в любой ситуации на рынке. Например, как принцип принятия решений "Каждая действующая торговая точка должна зарабатывать деньги на открытие новой". Или как культура проведения быстрых экспериментов и принятия решений на основе фактов, а не домыслов. Или как создание действительно замотивированной команды профессионалов (agile манифест).Но тогда, если это так, то можно ли в этих принципах выявить какие-то паттерны? Книги вроде "От хорошего к великому", "Стратегия голубого океана", "Дилемма инноватора" и т.д. отвечают на этот вопрос положительно. Но тогда из каких конкретно кусков должна состоять стратегия? Что у неё за параметры? Каков тот алгоритм, который позволит составить её для любого продукта или компании?Я хотел бы здесь написать "ответ вы узнаете в следующей серии", однако, это не так. Нужно еще немножко поразбрасывать камни.Материалы, о которых я говорил выше:Статья 1 https://telegra.ph/Pochemu-provalivaetsya-strategiya-CHast-1-Dokazatelstvo-gipotezy-03-27Статья 2 https://telegra.ph/Pochemu-provalivaetsya-strategiya-CHast-2-Smysl-strategii-03-29Доклад на ProductCamp https://www.youtube.com/watch?v=vBwYoONAmr4
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Сегодня был вопрос, ответом на который хочу поделиться - может кому-то будет полезно.
Сегодня был вопрос, ответом на который хочу поделиться
- может кому-то будет полезно.Ситуация: Ведущий инженер по АСУП с 10-летним опытом в IT. Много знаний в разных областях IT, программировании, сервисах, devops и т.д. Однако, ни в одной из области не является узким специалистом. Также есть опыт участия в проектах по разработке и внедрению разных систем на предприятии, большой опыт работы с людьми, управления инженерами, мотивации, управления процессами, постановка задач и т.д. Выступал, докладывал. Узнал о таком направлении деятельности как Produce Manager и хочет перепрофилироваться, т.к. больше интересно работать с людьми и архитектурой продукта в целом.Вопрос: Есть ли какой-то путь от инженера с широким кругозором в IT, разнообразным техническим бекграундом и хорошими софт скиллами до Product Manager или Product Owner?Ответ: Да, есть. Причем людей именно с таким бекграундом очень не хватает.Есть несколько направлений, где такие навыки и опыт будут крайне полезны:1) Technical Product Manager
- это продакты технологически сложных продуктов. Например, систем биллинга (банковский сектор), факторинга заказов (ритейл), голосовые ассистенты и т.д. Таким продактам нужно очень хорошо разбираться в том, как работает система, чтобы развивать её не только с точки зрения решения задач бизнеса, но и с учетом требований по масштабируемости и отказоустойчивости. Любой крупной и/или технологической компании очень сильно не хватает таких специалистов.2) Platform Owner
- в продуктовых компаниях, которые доросли до экосистем выделяют команды платформы или ядра, на базе которых строятся уже обычные продукты. Задача таких команд
- это создание масштабируемых инструментов для реализации ключевых фич "вертикальных" продуктов. Platform Owner
- это как раз такой человек, который "оркестрирует" реализацию разных потребностей вертикальных продуктов в рамках платформы. Для таких людей тоже нужно 70% скиллов технических, а 30% бизнесовых.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Коллеги, всем добрый день.
Сразу после московской игры мы решили провести Game of PAF в Питере. Игра будет проходить 20 июля с 11:00 до 18:
00. http://productframework.ru/gameofpaf Игра
- это не только способ разложить по полочкам жизнейнный цикл продукта и пережить его создание, развитие и конкуренцию, но и хороший способ нетворкинга. Например, на прошлой игре в Москве были коллеги из Сбербанка, Miro, X5 Retail Group, Яндекс.Маркета, IBM, Ingate, Admitad и других замечательных компаний.Не пропустите, кто хотел посетить, т.к. следующее мероприятие будет только осенью. #временный_пост
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Отличный перевод описания фреймворка Optimal Product Process 2.1 от
Отличный перевод описания фреймворка Optimal Product Process
2.1 от Алексея Мокеева https://zen.yandex.ru/media/id/5c40319a27f43a00acb10512/freimvork-optimalnyi-produktovyi-process-5d0c7f3f25509600afe08a61
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
46-й выпуск подкаста make sense:
о Product Architecture Framework, формализации знаний и продуктовом мышлении с Сергеем ТихомировымСобеседник: Сергей Тихомиров, продуктовый архитектор, автор Product Architecture Framework и канала «Борода продакта» Пара цитат Сергея: «Независимо от методологии (Скрам это или Канбан) всё равно есть какие-то договоренности между продактом и отделом разработки — стендапы, груминги и т.д. Иначе процесс передачи требований в разработку и прием результатов будут так себе».«Бесполезно воспринимать продукты через призму фич, потому что продукт — это инструмент бизнеса, а бизнес хочет зарабатывать деньги».О чем говорим:— как и зачем появился канал «Борода продакта»— история создания и состав Product Architecture Framework— этапы жизненного цикла продукта— как появляется фичеризм— зачем формализовать знания и опыт— почему джуниор продактов не существует— где взять опыт работы с продуктом— из кого получаются лучшие продакты и разные типы продактов— о важности бизнес-архитектуры компании— осознанность в применении фреймворков— что такое продуктовое мышлениеМы упоминаем в разговоре:— PMBoK, свод знаний по управлению проектамиСлушатьiTunes: https://apple.co/2RqrlMkSoundCloud: http://bit.ly/31NvaQvYouTube: http://bit.ly/2WWM0NZCastbox: http://bit.ly/2FlZPuh
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Просто интересное замечание про эволюцию фокуса некоторых продуктов:
Сначала продукты нацелены на то, чтобы освободить время пользователей на выполнение какой-то работы, а потом нацелены на то, чтобы потратить это высвобожденное время на себя (продукт, в смысле). Т.е. сначала экономика времени, а потом экономика внимания.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Всем доброго утра.
В последние несколько месяцев я в силу нескольких проектов серьезно погрузился в проведение глубинных проблемных интервью. Их проводил и раньше, когда ещё работал в LiveTex для исследования пользователей платформы и EuroAuto, когда проектировал b2b-портал (там они были соединены с полевыми). Однако, тогда это было не совсем системно
- информации собиралось много, но значащей среди неё было мало. К тому же на одно интервью уходило значительное время. В этот раз я погрузился больше в методологию, чтобы улучшить качество таких исследований, и вот что я нарыл.Во-первых, когда кто-то в России говорит кастдев, то следующее за этим словом идёт "Замесин". Иван со своим курсом https://custdev.me/ действительно один из тех, кто не только популяризовал глубинные интервью, но ещё и учит, как их проводить. Самой большой ценностью его курса я считаю то, что он "бъет палкой по спине", заставляя всех начать кастдевить прямо сейчас. А то все любят откладывать, а в этой теме теория без практики бесполезна. Плюс Иван оформил основные тезисы курса в виде карточек
- советую их приобрести.Во-вторых, это книги Роба Фицпатрика "Спроси маму" и Синди Альварес "Lean Customer Development" (из того, что на русском языке). Причем вторую я считаю полезнее первой, т.к. содержит намного больше практических советов с примерами + архетипы MVP. Роба Фицпатрика кстати смогли привести на прошлый ProductSense
- он вел там воркшоп.На том же ProductSense выступал Евгений Паршин с презентацией своей модели Custdev Canvas, которая позволяет структурировать подобные исследования. Записи выступления в открытом доступе пока нет, но зато есть ссылка на канву https://yadi.sk/d/75E-4Y_nXfe6ag.Есть методология проведения интервью в контексте jobs-to-be-done от Mike Boysen. Пожалуй, одна из самых объемных и последовательных методологий https://jobs-to-be-done.com/jobs-to-be-done-interviews-79623d99b3e5Есть небольшая методичка от Board of Innovation https://www.boardofinnovation.com/tools/interview-guide/Ещё есть небольшая статейка от Ольги Ковалевой, являющейся переводом статьи из блога Filedboom, содержащая конкретные вопросы для интервью https://vc.ru/marketing/33082-customer-development-50-voprosov-dlya-intervyuИ вроде бы всего много и всё есть, но меня больше всего смутило, что все говорят о принципах проведения исследований, но мало кто о проектировании конкретных скриптов вопросов. Проживу, я решил немного систематизировать текущие подходы и свой опыт и написал методичку о том, как создать скрипт проблемного интервью. Ознакомиться с ней можно тут http://productframework.ru/library.Скрипт строится от гипотезы проблемы, поэтому большое внимание уделяется её формулированию. В методичке приведены три примера, каким образом гипотезы превращаются в скрипты. По данной методологии я уже провел более 20 интервью. Результаты одного из них (не лучший пример, но все-таки) можно посмотреть тут https://docs.google.com/spreadsheets/d/1mR5atBeGozbQDhbOgi7TItG7l2R16D6RMTesdOeKwvk/edit?usp=drivesdkБуду очень рад любой обратной связи или примеров исследований по этой методологии, чтобы сделать её лучше.P.S. Если кто-то может поделиться ещё чем-то интересным и практичным
- присылайте, обновлю пост.P.P.S. Хотелось бы писать почаще, но работу работать важнее и интереснее.

Рейтинг авторов

  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
  • 100 идей способов рекламы Telegram-каналов 157 157 157
Показать весь рейтинг