Всем доброго утра.
- информации собиралось много, но значащей среди неё было мало. К тому же на одно интервью уходило значительное время. В этот раз я погрузился больше в методологию, чтобы улучшить качество таких исследований, и вот что я нарыл.Во-первых, когда кто-то в России говорит кастдев, то следующее за этим словом идёт "Замесин". Иван со своим курсом https://custdev.me/ действительно один из тех, кто не только популяризовал глубинные интервью, но ещё и учит, как их проводить. Самой большой ценностью его курса я считаю то, что он "бъет палкой по спине", заставляя всех начать кастдевить прямо сейчас. А то все любят откладывать, а в этой теме теория без практики бесполезна. Плюс Иван оформил основные тезисы курса в виде карточек
- советую их приобрести.Во-вторых, это книги Роба Фицпатрика "Спроси маму" и Синди Альварес "Lean Customer Development" (из того, что на русском языке). Причем вторую я считаю полезнее первой, т.к. содержит намного больше практических советов с примерами + архетипы MVP. Роба Фицпатрика кстати смогли привести на прошлый ProductSense
- он вел там воркшоп.На том же ProductSense выступал Евгений Паршин с презентацией своей модели Custdev Canvas, которая позволяет структурировать подобные исследования. Записи выступления в открытом доступе пока нет, но зато есть ссылка на канву https://yadi.sk/d/75E-4Y_nXfe6ag.Есть методология проведения интервью в контексте jobs-to-be-done от Mike Boysen. Пожалуй, одна из самых объемных и последовательных методологий https://jobs-to-be-done.com/jobs-to-be-done-interviews-79623d99b3e5Есть небольшая методичка от Board of Innovation https://www.boardofinnovation.com/tools/interview-guide/Ещё есть небольшая статейка от Ольги Ковалевой, являющейся переводом статьи из блога Filedboom, содержащая конкретные вопросы для интервью https://vc.ru/marketing/33082-customer-development-50-voprosov-dlya-intervyuИ вроде бы всего много и всё есть, но меня больше всего смутило, что все говорят о принципах проведения исследований, но мало кто о проектировании конкретных скриптов вопросов. Проживу, я решил немного систематизировать текущие подходы и свой опыт и написал методичку о том, как создать скрипт проблемного интервью. Ознакомиться с ней можно тут http://productframework.ru/library.Скрипт строится от гипотезы проблемы, поэтому большое внимание уделяется её формулированию. В методичке приведены три примера, каким образом гипотезы превращаются в скрипты. По данной методологии я уже провел более 20 интервью. Результаты одного из них (не лучший пример, но все-таки) можно посмотреть тут https://docs.google.com/spreadsheets/d/1mR5atBeGozbQDhbOgi7TItG7l2R16D6RMTesdOeKwvk/edit?usp=drivesdkБуду очень рад любой обратной связи или примеров исследований по этой методологии, чтобы сделать её лучше.P.S. Если кто-то может поделиться ещё чем-то интересным и практичным
- присылайте, обновлю пост.P.P.S. Хотелось бы писать почаще, но работу работать важнее и интереснее.