Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
280 Group выпустил исследование-бенчмарк по продуктовым скиллам (опрос 1650 продактов по 15 скиллам).
Из интересного: больше внимания стало уделяться навыкам коммуникации, пониманию потребителей и отраслевым знаниям, меньше навыкам закрытия продуктов, конкурентному анализу и монетизации.

Другие статьи канала Борода продакта

Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Всем бодрой рабочей недели.
Несколько новостей о PAF:1) Завершил детальное описание Product Discovery http://productframework.ru/product_discovery. К сожалению, все дополнительные материалы не успел к этой дате, как хотел, но часть из них есть.2) Обновлены части фреймворка, связанные с этапом Discovery.3) Подшаманил дизайн.В планах дальше добить полностью Discovery дополнительными материалами, моделями, шаблонами артефактов и, самое главное, примерами.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Совсем забыл.
Чтобы канал меньше походил на "монолог нарцистичного принца", я создал группу для обсуждения Product Architecture Framework https://t.me/paf_communityСразу же хочу договориться о правилах. Цели сообщества:
1. Развитие и популяризация Product Architecture Framework.
2. Обсуждение новых подходов, моделей, фреймворков, методологий, инструментов.
3. Поиск решений продуктовых кейсов и задач сквозь призму PAF или других методологий.Правила сообщества:
1. Конструктивное обсуждение, которое должно быть нацелено на поиск решения проблемы.
2. Уважение чужого мнения, мыслей и взглядов.
3. Аргументация и обоснование собственных суждений.
4. Уважение чужого времени.Условия бана в сообществе:
1. Оскорбления друг друга.
2. Посты о вакансиях (ищем / помогите найти работу).
3. Посты о курсах (за исключением мероприятий).Если наши цели совпадают
- добро пожаловать.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/pricing/product_manager.htm
Прошло восемь лет с публикации этой статьи. Интересно провести параллели между тем, что об этом думали тогда, и тем, как мы представляем роль и задачи продактов сейчас.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Всем доброго утра.
В последние несколько месяцев я в силу нескольких проектов серьезно погрузился в проведение глубинных проблемных интервью. Их проводил и раньше, когда ещё работал в LiveTex для исследования пользователей платформы и EuroAuto, когда проектировал b2b-портал (там они были соединены с полевыми). Однако, тогда это было не совсем системно
- информации собиралось много, но значащей среди неё было мало. К тому же на одно интервью уходило значительное время. В этот раз я погрузился больше в методологию, чтобы улучшить качество таких исследований, и вот что я нарыл.Во-первых, когда кто-то в России говорит кастдев, то следующее за этим словом идёт "Замесин". Иван со своим курсом https://custdev.me/ действительно один из тех, кто не только популяризовал глубинные интервью, но ещё и учит, как их проводить. Самой большой ценностью его курса я считаю то, что он "бъет палкой по спине", заставляя всех начать кастдевить прямо сейчас. А то все любят откладывать, а в этой теме теория без практики бесполезна. Плюс Иван оформил основные тезисы курса в виде карточек
- советую их приобрести.Во-вторых, это книги Роба Фицпатрика "Спроси маму" и Синди Альварес "Lean Customer Development" (из того, что на русском языке). Причем вторую я считаю полезнее первой, т.к. содержит намного больше практических советов с примерами + архетипы MVP. Роба Фицпатрика кстати смогли привести на прошлый ProductSense
- он вел там воркшоп.На том же ProductSense выступал Евгений Паршин с презентацией своей модели Custdev Canvas, которая позволяет структурировать подобные исследования. Записи выступления в открытом доступе пока нет, но зато есть ссылка на канву https://yadi.sk/d/75E-4Y_nXfe6ag.Есть методология проведения интервью в контексте jobs-to-be-done от Mike Boysen. Пожалуй, одна из самых объемных и последовательных методологий https://jobs-to-be-done.com/jobs-to-be-done-interviews-79623d99b3e5Есть небольшая методичка от Board of Innovation https://www.boardofinnovation.com/tools/interview-guide/Ещё есть небольшая статейка от Ольги Ковалевой, являющейся переводом статьи из блога Filedboom, содержащая конкретные вопросы для интервью https://vc.ru/marketing/33082-customer-development-50-voprosov-dlya-intervyuИ вроде бы всего много и всё есть, но меня больше всего смутило, что все говорят о принципах проведения исследований, но мало кто о проектировании конкретных скриптов вопросов. Проживу, я решил немного систематизировать текущие подходы и свой опыт и написал методичку о том, как создать скрипт проблемного интервью. Ознакомиться с ней можно тут http://productframework.ru/library.Скрипт строится от гипотезы проблемы, поэтому большое внимание уделяется её формулированию. В методичке приведены три примера, каким образом гипотезы превращаются в скрипты. По данной методологии я уже провел более 20 интервью. Результаты одного из них (не лучший пример, но все-таки) можно посмотреть тут https://docs.google.com/spreadsheets/d/1mR5atBeGozbQDhbOgi7TItG7l2R16D6RMTesdOeKwvk/edit?usp=drivesdkБуду очень рад любой обратной связи или примеров исследований по этой методологии, чтобы сделать её лучше.P.S. Если кто-то может поделиться ещё чем-то интересным и практичным
- присылайте, обновлю пост.P.P.S. Хотелось бы писать почаще, но работу работать важнее и интереснее.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Просто интересное замечание про эволюцию фокуса некоторых продуктов:
Сначала продукты нацелены на то, чтобы освободить время пользователей на выполнение какой-то работы, а потом нацелены на то, чтобы потратить это высвобожденное время на себя (продукт, в смысле). Т.е. сначала экономика времени, а потом экономика внимания.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
46-й выпуск подкаста make sense:
о Product Architecture Framework, формализации знаний и продуктовом мышлении с Сергеем ТихомировымСобеседник: Сергей Тихомиров, продуктовый архитектор, автор Product Architecture Framework и канала «Борода продакта» Пара цитат Сергея: «Независимо от методологии (Скрам это или Канбан) всё равно есть какие-то договоренности между продактом и отделом разработки
- стендапы, груминги и т.д. Иначе процесс передачи требований в разработку и прием результатов будут так себе».«Бесполезно воспринимать продукты через призму фич, потому что продукт
- это инструмент бизнеса, а бизнес хочет зарабатывать деньги».О чем говорим:
- как и зачем появился канал «Борода продакта»
- история создания и состав Product Architecture Framework
- этапы жизненного цикла продукта
- как появляется фичеризм
- зачем формализовать знания и опыт
- почему джуниор продактов не существует
- где взять опыт работы с продуктом
- из кого получаются лучшие продакты и разные типы продактов
- о важности бизнес-архитектуры компании
- осознанность в применении фреймворков
- что такое продуктовое мышлениеМы упоминаем в разговоре:
- PMBoK, свод знаний по управлению проектамиСлушатьiTunes: https://apple.co/2RqrlMkSoundCloud: http://bit.ly/31NvaQvYouTube: http://bit.ly/2WWM0NZCastbox: http://bit.ly/2FlZPuh
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Отличный перевод описания фреймворка Optimal Product Process 2.1 от
Отличный перевод описания фреймворка Optimal Product Process
2.1 от Алексея Мокеева https://zen.yandex.ru/media/id/5c40319a27f43a00acb10512/freimvork-optimalnyi-produktovyi-process-5d0c7f3f25509600afe08a61
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Коллеги, всем добрый день.
Сразу после московской игры мы решили провести Game of PAF в Питере. Игра будет проходить 20 июля с 11:00 до 18:
00. http://productframework.ru/gameofpaf Игра
- это не только способ разложить по полочкам жизнейнный цикл продукта и пережить его создание, развитие и конкуренцию, но и хороший способ нетворкинга. Например, на прошлой игре в Москве были коллеги из Сбербанка, Miro, X5 Retail Group, Яндекс.Маркета, IBM, Ingate, Admitad и других замечательных компаний.Не пропустите, кто хотел посетить, т.к. следующее мероприятие будет только осенью. #временный_пост
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Сегодня был вопрос, ответом на который хочу поделиться - может кому-то будет полезно.
Сегодня был вопрос, ответом на который хочу поделиться
- может кому-то будет полезно.Ситуация: Ведущий инженер по АСУП с 10-летним опытом в IT. Много знаний в разных областях IT, программировании, сервисах, devops и т.д. Однако, ни в одной из области не является узким специалистом. Также есть опыт участия в проектах по разработке и внедрению разных систем на предприятии, большой опыт работы с людьми, управления инженерами, мотивации, управления процессами, постановка задач и т.д. Выступал, докладывал. Узнал о таком направлении деятельности как Produce Manager и хочет перепрофилироваться, т.к. больше интересно работать с людьми и архитектурой продукта в целом.Вопрос: Есть ли какой-то путь от инженера с широким кругозором в IT, разнообразным техническим бекграундом и хорошими софт скиллами до Product Manager или Product Owner?Ответ: Да, есть. Причем людей именно с таким бекграундом очень не хватает.Есть несколько направлений, где такие навыки и опыт будут крайне полезны:1) Technical Product Manager
- это продакты технологически сложных продуктов. Например, систем биллинга (банковский сектор), факторинга заказов (ритейл), голосовые ассистенты и т.д. Таким продактам нужно очень хорошо разбираться в том, как работает система, чтобы развивать её не только с точки зрения решения задач бизнеса, но и с учетом требований по масштабируемости и отказоустойчивости. Любой крупной и/или технологической компании очень сильно не хватает таких специалистов.2) Platform Owner
- в продуктовых компаниях, которые доросли до экосистем выделяют команды платформы или ядра, на базе которых строятся уже обычные продукты. Задача таких команд
- это создание масштабируемых инструментов для реализации ключевых фич "вертикальных" продуктов. Platform Owner
- это как раз такой человек, который "оркестрирует" реализацию разных потребностей вертикальных продуктов в рамках платформы. Для таких людей тоже нужно 70% скиллов технических, а 30% бизнесовых.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Всем привет.
Нет, я не умер. И даже не улетел к себе домой на Юпитер. Просто есть время разбрасывать камни, и время их собирать. Я собирал камни. И сейчас готов снова делиться полезной информацией.Во-первых, хочу попросить вас пройти опрос для исследования о месте стратегии в жизни компании, которое проводит Product Sense https://productsense.typeform.com/to/KhZe8T- в каком виде представлена сейчас- какие основные точки отказа (на чем ломается)- какие процессы используются создания, а потом фокусировки- кто вовлекается и на каких уровняхВо-вторых, пару месяцев назад я начал писать цикл статей о стратегии, но так и не закончил (долг придется отдать позже) и даже поделился некоторыми мыслями на прошлом ProductCamp в Питере. Меня действително очень волнует эта тема, так как при работе и анализе разных проектов я постоянно приходил к одной и той же тупиковой мысли, которую хорошо сформулировала Анна Булдакова "Двигать метрики – это не стратегия" (https://t.me/proproduct/891). Но с другой стороны и roadmap, как совокупность действий во времени, это тоже не стратегия.Я постоянно возвращаюсь к цитате "Основой стратегии является не выбор какого-то одного пути, ведущего к победе, а создание таких условий, чтобы все пути вели к ней." из книги "Игра форов". Мне кажется, что смысл зарыт именно в ней. Вот в этой части "создание ... условий" и "все пути". В бизнесе рано или поздно сталкиваешься с проблемами (выбранный один путь), пытаешься что-то делать иначе, чтобы их решить (выбираешь другой путь). И так постоянно. То тебя ждет успех, то неудача. В одном месте ты облажался, в другом сработал хорошо.Но что останется, когда сами пути отбросить? Представить, что они могут быть любыми, неизвестно какими. Т.е. отбросить фактор среды. Остается только сама компания в некотором "вакууме". И тогда возникает вопрос
- а какие условия компания должна создать, чтобы вне зависимости от пути достичь успеха? Условия не снаружи, т.е. не нечто, что зависит от внешнего фактора, а условия внутри. Т.е. вне зависимости от того, что происходит вовне, компания создает себя такой, чтобы выходить победителем в любой сложной ситуации рынка.Например, есть боксер. Один и тот же боксер вступает в поединок со многими соперниками. Как ему сделать так, чтобы победить каждого? Что в его поведении должно быть одинаковым, чтобы победить каждого? Ведь действия во время боя
- это тактика, а не стратегия. Что делает боксер? Он тренируется. Каждые день. Постоянно. А великие боксеры создают свои приёмы, что даёт им уникальное преимущество вне зависимости от противника.Но тогда мы приходим к выводу, что стратегия
- это не динамическая модель (каковой является, например, roadmap), а постоянные устойчивые свойства структуры компании, которые позволяют ей быть лучшей в любой ситуации на рынке. Например, как принцип принятия решений "Каждая действующая торговая точка должна зарабатывать деньги на открытие новой". Или как культура проведения быстрых экспериментов и принятия решений на основе фактов, а не домыслов. Или как создание действительно замотивированной команды профессионалов (agile манифест).Но тогда, если это так, то можно ли в этих принципах выявить какие-то паттерны? Книги вроде "От хорошего к великому", "Стратегия голубого океана", "Дилемма инноватора" и т.д. отвечают на этот вопрос положительно. Но тогда из каких конкретно кусков должна состоять стратегия? Что у неё за параметры? Каков тот алгоритм, который позволит составить её для любого продукта или компании?Я хотел бы здесь написать "ответ вы узнаете в следующей серии", однако, это не так. Нужно еще немножко поразбрасывать камни.Материалы, о которых я говорил выше:Статья 1 https://telegra.ph/Pochemu-provalivaetsya-strategiya-CHast-1-Dokazatelstvo-gipotezy-03-27Статья 2 https://telegra.ph/Pochemu-provalivaetsya-strategiya-CHast-2-Smysl-strategii-03-29Доклад на ProductCamp https://www.youtube.com/watch?v=vBwYoONAmr4
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Есть несколько важных новостей, связанных с Game of PAF.1)
Игра стала частью официальной программы подготовки продакт-менеджеров в Высшей Школе Экономики. В самом начале мы проводили тестовую игру со студентами, а с текущего учебного года она будет проведена в штатном порядке.Вообще, ВШЭ молодец, т.к. не просто создала программу, а пригласила в качестве спикеров реальных экспертов индустрии. В этом году ВШЭ запускает новый курс по продуктовой аналитике "Развитие цифрового продукта на основании данных и метрик", который состоит из двух частей: стратегии роста и удержания пользователей цифрового продукта (механики привлечения и удержания пользователей и как они влияют на метрики), аналитика цифрового продукта (выстраивание системы продуктовых метрик, запуск А/В тестов, когортный анализ и др.). https://product.hsbi.ru/product-analytics И снова в качестве преподавателей эксперты отрасли, которые стремятся развивать индустрию в России. Елену Серегину (эксперт в области продуктовой аналитики) и Дениса Мартынцева (эксперт в области growth management) знаю лично, Владислава Прищепова (эксперт в области юнит-экономики)
- заочно. Всех их рекомендую. У Елены своё агентство Datalatte http://datalatte.ru/. У Дениса проект Grow Horse @growhorse.На курс ВШЭ у меня есть промокод на 10% скидку
- borodaprodakta.2) 27 сентября вместе с Татьяной Гороховской мы решили провести Game Of PAF в Минске сразу же перед Product Camp! Есть хорошая возможность сразу одним махом посетить оба мероприятия (к тому же участникам кемпа скидка).Есть несколько плюсов:- Билеты уже сразу идут с колодами Product Notes.- Будет представлена обновленная версия жизненного цикла продукта.- Новые кейсы- Стикеры ?! 0_oЗаписаться на игру можно тут http://productframework.ru/gameofpaf3) За последний месяц я два или три раза читал, что кто-то еще запустил "стратегические бизнес-игры по управлению продуктами". Я не знаю, честно говоря, как к этому относиться, но, наверное, по-философски. Открытый вопрос, насколько именно Game of PAF стала причиной для их создания, но вижу в этом положительный знак. Любой рынок развивается эволюционно
- есть первопроходцы, потом появляются последователи, а потом рождается нечто более крутое. Индустрия в целом от этого только выигрывает =)
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Про Product Life Time / в порядке бреда Есть продукт.
Про Product Life Time / в порядке бредаЕсть продукт. Продукт закрывает потребности клиентов в контексте выбранного рынка. Рынок состоит из клиентов, пусть их
100.
000. В самом начале у продукта клиентов ноль. Пусть у продукта найден product/market fit. Пусть на рынке есть конкуренты, поэтому пусть реально достижимый объем рынка составляет 15%, т.е.
15.
000. Пусть продукт научился привлекать трафик линейно и привлекает каждый период (пусть месяц) 300 клиентов (продукт и маркетинг остаются теми же). Тогда, если на рынке ничего не меняется, продукт достигнет своих границ через 50 месяцев.Но. Есть показатель life time, который говорит о том, сколько существует клиент в продукте. Пусть он будет 6 месяцев. Предположим также, что реактивация равна нулю и клиент, один раз пришедший в продукт, просуществовавший там и ушедший, больше никогда не вернётся. Это значит, что из продукта все клиенты придут и уйдут через 56 месяцев. Это, по сути, и есть product life time. Предположим также, что каждый клиент принесет 100 долларов (ltv), тогда product life time value равен
1.
500.000 долларов. Т.е. больше этого объема денег не будет, как и после 56 месяцев в продукте не останется ни одного клиента, т.е. он умрет, выполнив своё предназначение.Однако:1) рынок меняется2) сам продукт меняется3) привлечение трафика имеет нелинейный характер4) life time клиента меняется для разных когорт5) существует реактивация клиентов6) монетизация может менятьсяОсновной тезис тут банальный, но показательный
- product life time является следствием от клиентов. Клиенты
- это всё. Именно поэтому все крупные холдинги (Сбербанк, Яндекс, Mail.ru, X5 Retail Group (а про платежную систему МИР я вообще молчу)) вбухивают неимоверное количество бабла в захват доли рынка, выстраивая разные продуктовые линейки (подходя с разных сторон), работая себе в убыток. Ведь когда ты захватил клиентов, ты можешь диктовать свою цену. В том смысле, что с того же самого объема клиентов можно получить как
1.
500.000 долларов, так и
3.
000.000 (конечно же, с учётом факторов эластичности по цене / средней конкурентной цене / доли кошелька клиентов). И кажется, что нового клиента сложнее получить, чем новый доллар.
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться
Коллеги, отличная новость! Самый крутой и полезный образовательный симулятор в мире (очень сильно верю в это) разместился на ProductHunt. Давайте поможем ему набрать больше апвотов
- GoPractice того стоит!
Борода продакта
Управление проектами
Подписаться

Добротная статья про продуктовые экосистемы и бандлы от Михаила Соколова и Никиты Булгакова https://medium.com/@myellowpants/bundle-me-harder-a1e4cc9f74a2

То, что коллеги указывают, как экосистема, в концепции PAF несёт понятие environment. Всего существует четыре типа продукта: product (1 problem ~ 1 solution), platform (1 problem ~ n solutions), ecosystem (1value stream ~ n problems ~ n solutions), environment (1 seamless value ~ n value streams ~ n problems ~ n solutions). Причем каждый тип продукта является эволюционным шагом предыдущего. Приведу примеры.

Платформа предлагает несколько альтернативных решений для одной проблемы. Например, система управления рекламными каналами: есть нужда размещать рекламу, но сделать это можно и через Яндекс.Директ, и через Facebook и через myTarget.

Экосистема объединяет несколько проблем клиента в рамках одной цепочки ценности. Допустим, я владелец автомобиля: у меня есть проблема поиска и покупки автомобиля, его эксплуатации (страховка, покупка бензина, ТО, шины летние и зимние), ремонта (покупка запчастей и автосервис) и продажи. Все это находится в рамках одного пути клиента, связанного с владением автомобилем, но содержит разные проблемы, закрываемые разными решениями.

Environment же, как и указано в статье, объединяет несколько и цепочек общей технологической платформой, брендом, тарифом и т.д. Т.е. тем, что помогает клиенту "бесшовно" воспринимать эти разрозненные части как нечто единое.

P.S. Нашел эту статью ещё полгода назад в канале @reshilavonasah

Борода продакта
Управление проектами
Подписаться

https://t.me/alexyemelianov/134 Обзор конференции Google от продакт менеджера Badoo Александра Емельянова.

Интересна следующая фраза Александра: "В целом, все начали беспокоиться о ретеншне. Когда до критических масс продакт менеджеров дошло что в новой парадигме продуктовой монетизации ретеншн – ключевая переменная, наступили времена customer obsession."

Почему интересная? Да потому что это совершенно органический переход. В контексте PAF он указан, как фокус маркетинговой стратегии: на этапе роста вы концентрируетесь на acquisition, а на этапе зрелости
- на retention. Одно следует за другим по совершенно понятным причинам, которые я описывал в том числе здесь https://t.me/productclub/479

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...