С Новым годом, друзья!
Хочу начать этот год с очень хорошей Заметки Марины Корсаковой про бизнес-итоги прошлого кризисного года. Как говорится ППКС.
10 бизнес-уроков 2020-го года.
1. Компаниям полезно знать, в течение какого времени они останутся на плаву без клиентского трафика/денежного потока.
Я не могу провозгласить как универсальное правило "...и складывать часть активов в резервный генератор", потому что это задачка на многокритериальную оптимизацию: каждый рубль, отправленный в условный стабфонд, это рубль, не потраченный на конкурентоспособность и развитие, поэтому, складывать или не складывать
- вопрос контекста и стратегии. Но, знать, сколько у вас есть времени, если отрубят питание от сети
- дело неплохое.
2. Регулярная гимнастика для антикризисного ума
- задавать себе вопрос "Что я буду делать, если трафик упадет на 5, 10, 30, 50 и далее %?"
- какие продукты-проекты-подразделения я первыми закрою, кого уволю и вот это всё. Если ответы на эти вопросы находятся легко, то это плохой знак. Значит, оно
- не-пришей-кобыле-хвост даже пока трафик ещё и не упал, и тогда исправить его или закрыть надо уже сейчас, поскорее.
3. Я преподаю, в том числе, стратегическое управление. Я знаю, на скольких кривых козах все пытаются объехать модель трёх классов стратегий старика Портера: примерно половина групп задание "Выберите одну из трёх" заканчивает как "...экономический и премиальный одновременно, а по ночам мы будем немножечко шить."
Трудные годы показывают, что Портер был прав, и коза
- не вездеходная. Потому что те, кто делал масштабный эконом-продукт
- вполне себе живы. И те, кто делал уникальный, часто премиальный, продукт
- ничего себе. Кому хуже всех? Тому, у кого было нечеткое такое "типа фокусирование", но на самом деле не "фокусирование", а история про всё для всех. Всё для всех
- ну вот оно первое и погорело. Если вы не делаете выбор, жизнь делает его за вас.
4. Зигзагообразный рост
- это понятная и логичная модель, но, всё же, лучше поменьше увлекаться зигами (бурным ростом на заёмный капитал) и подобросовестней переслаивать загами (эффективность, маржинальность).
5. Долгое время компании мирились с балластом
- неэффективными сотрудниками и процессами. Пришёл 2020-ый санитар леса, и всё это с них слизал. А теперь представьте, сколько стабфонда они бы успели накопить, и на сколько далеко вперёд они бы ушли, если бы этот балласт на себе не отрастили.
У меня за пару дней до НГ был день менеджмента домашнего текстиля
- сортировка полотенец, постельного. Часть уехала в мусорник, часть
- в контейнеры "Второго дыхания", было сформулировано и реализовано задание на допзакупку, зачем?
- затем, что жить нужно налегке и в маленьком бельевом шкафу хранить самое лучшее.
А у компаний регулярные "дни сортировки" проектов/талантов/рабочих процедур бывают? А не у всех. Хотя слизывать с себя ветошь надо самим
- слизывать и сплёвывать.
Хранение сотрудников-дураков
- это очень дорого.
6. Хорошее качество организации контрибьютит в её гибкость;
плохое, следовательно, в заскорузлость. В принципе хорошо организованная работа переводится на удаленку на раз-два, в принципе плохо организованная
- не переводится. Удаленка
- не единственный пример, конечно;
любые новые форматы, производство продуктов, востребованность которых обусловлена чрезвычайной ситуацией, и др.
- доступны тому, кто lean, slim, у кого хороший информационный метаболизм, понятные сценарии принятия решений.
7. Одна из самых вредных русских поговорок
- "Мы медленно запрягаем, да быстро едем". Почему вредная? Потому что звучит как легитимизация и комплимент при том, что вообще это даже не правда. Правда
- как у Григория Горина шутка была: мы медленно запрягаем, никуда не едем, потом распрягаем, потом снова запрягаем, потом опять распрягаем и говорим, что это наш особый путь. За нацию не скажу, а в компаниях во многих именно это самое и происходит.
Если вы в этом месте улыбнулись с удовольствием, то это плохой знак. Хороший
- если,
- при том, что вы считаете это правдой,
- вам противно.