В 2020 году мошенники украли у россиян 18,6 миллиарда рублей через фишинговые сайты и несуществующие интернет-магазины.
С фишингом обычно бороться просто
- достаточно проверять адрес сайта. Если он не похож на настоящий, это точно мошенники.
А вот несуществующие интернет-магазины на самом деле существуют, просто в обмен на ваши деньги не высылают купленные товары. И отличить их от нормальных сложно. Только если заморачиваться технически: проверять возраст домена, например.
Но когда вы выбираете товар одновременно в пяти случайных интернет-магазинах с самыми низкими ценами, проверять каждый
- лень. Хочется сразу исключить все подозрительные сайты. И такой способ есть. Мошенников выдают дизайн-решения.
Как дизайн-решения выдают мошенников?
Мошеннические сайты похожи на бандитов-гастролеров:
- они часто меняют веб-адреса, потому что их регулярно банят владельцы серверов;
- вместе с адресами они обычно меняют и названия магазинов, чтобы те соответствовали url;
- постоянные переезды вынуждают экономить на разработке.
Эти особенности кочевой жизни вынуждают мошенников использовать спорные дизайн-решения, по которым мы можем опознавать фейковые сайты.
1. Текстовый логотип Каждый раз при переезде разрабатывать новый логотип
- дорого, поэтому мошенники часто прописывают его текстом. Все равно через месяц-другой менять.
2. Все стоковое Чем больше шаблонности, тем дешевле сайт. И это подозрительно.
Мошенники обычно используют готовые темы на WordPress или конструкторы сайтов с блочной структурой. Иконки берут оттуда же, а фотографии воруют у конкурентов. Поэтому сайты выглядят дешево, но чисто и аккуратно. И очень похоже на другие сайты.
Оригинальность изображений можно проверить с помощью поиска картинок в Гугле или Яндексе. Если они уже где-то встречаются, скорее всего, их украли.
3. Поддельные сертификаты Яндекс.Маркет (Беру) и других сервисов Яндекс.Маркет предоставляет партнерам цифровые виджеты. Если разместить такой на сайте, он будет показывать рейтинг магазина и ссылаться на его официальную страницу на платформе. Так бизнес может показать, что Яндекс.Маркет подтвердил качество его товаров и услуг.
Мошенники научились этим пользоваться. Они размещают на сайтах картинку, копирующую виджет. И дешевый фейковый магазин почти никак не отличить от настоящего. Только у мошенников картинка никуда не ведет или ведет на страницу другого магазина. Так что ссылку нужно проверять.
4. Дизайн не соответствует товарам Несоответствие может быть явным, когда товары на сайте выглядят негармонично, или скрытым
- тогда оно проявляется в деталях.
Так, сайты на шаблоне часто используют только встроенные фильтры. Новые прикрутить не так-то легко
- нужно тратить время, а иногда и программировать.
Поэтому интернет-магазин смартфонов может предлагать фильтрацию только по цене. Вроде ничего такого, но тоже признак мошеннического сайта.
5. Мотиваторы Мошенники обожают подгонять: осталось 30 минут до конца акции, последняя пара обуви, ликвидация остатков.
Другой способ вас замотивировать
- пообещать скидку при выполнении простых условий. Например, при оплате картой или при частичной предоплате заказа.
Увы, такими же приемами иногда пользуются и настоящие магазины.
6. Информация о себе Тексты мошенников о компании и в других разделах могут быть написаны хорошо или плохо, но всегда стараются не рассказывать ничего конкретного. Только общими словами. Потому что в основном их пишут наемные копирайтеры быстро и за копейки.
Еще можно посмотреть физический адрес магазина и проверить его на Яндекс.Картах или в 2ГИС. Возможно, такого здания не существует, или это обычный жилой дом.
7. В Яндекс.Кассе получатель
- физическое лицо Если вы оплачиваете покупку через Яндекс.Кассу и видите, что переводите деньги физическому лицу, остановитесь. Получателем должно быть юрлицо. Вот так просто. Спасибо тому, кто догадался добавить это поле в интерфейс.