10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Источники и способы финансирования проекта

Денег на любом рынке гораздо больше, чем достойных проектов и команд. К тому же способов финансирования интересных проектов более чем достаточно. Вот мой top10 #10идейдня


1. За счет денег клиентов (предзаказы/предоплата)
- это лучший из возможных способов. В этом случае вы получаете не только деньги, но еще и клиентов, подтверждение нужности своего продукта до создания самого продукта. Для этого метода клиенту требуется страховка от невыполнения обязательств, например гарантия возврата денег, в случае, если что-то пойдет не по плану.


2. FFF (друзья, семья, собственные деньги)
- самый популярный способ финансирования проектов на начальной стадии, до того как появились первые продажи на минимальной территории, минимальная команда и минимальный продукт.

В этот период стоит по-максимуму сокращать затраты и уходить от фиксированных затрат, стараться работать за %.


3. Краудфандинг
- вы предлагаете идею будущего продукта со скидкой и другими подарками ранним последователям. Это больше используется для проверки востребованности продукта и идеи, чем для настоящего сбора средств. Для этого метода требуется заранее собрать сообщество, подумать о публикациях у блоггеров и провести большую подготовительную работу по созданию трафика в момент запуска кампании. Площадки типа planeta, boomstarter, kickstarter практически бесполезны, если вы сами не приведете туда свою аудиторию.


4. Кредит в банке
- для банков важно, чтобы вы регулярно и предсказуемо погашали долг с %-ми и наличие какого-то актива в залоге, который если что, можно изъять за неуплату. Некоторые организации типа АльфаПоток, предлагают 2-3 млн. руб. где-то от 24% годовых, просто под обороты ИП.

Кредиты нельзя брать для погашения долгов или операционных затрат, иначе можно попасть в ситуацию "перезанять, чтобы переотдать". И напротив, их крайне выгодно брать в случае, если вы научились расти.

Например, если вы устойчиво и предсказуемо растете на 100% в год, кредит под 30% годовых
- отличный рычаг. Это гораздо дешевле любых венчурных денег.

Правда есть один нюанс, в природе не существует ничего, что может расти на 100% в год много лет подряд, максимум 2-3 года (да, даже количество атомов в видимой Вселенной ограничено). В итоге любой рост неизбежно замедляется, в то время как кредит остается. По такой схеме сеть "Связной" перешла в собственность банков.

Парадокс, но делать ставку на постоянный рост
- не самая лучшая идея в долгосрочном плане. Чаще всего это самообман и преждевременная эйфория.


5. Финансовые инвесторы
- мыслят больше категориями минимизации рисков, стабильности и сбережения. Они работают с крупными капиталами, для которых эти параметры важнее бурного роста.

Когда у вас 1000 руб. в кармане и вам терять нечего
- вы идете "мутить" стартап, терять то нечего, а в случае успеха заработаете много. Да и с нуля расти очень легко.

А когда у вас капитал $100M+, вы на венчур выделяете максимум $1M (1% или еще меньше), а остальное вкладываете во что-то стабильное и понятное.

Строительство торговых центров, коммерческая недвижимость, заводы, ритейл-сети. Там невозможно сделать 10x за 2 года, но зато и потерять сложнее.

Если вы возьмете денег от финансового инвестора на стартап, будут проблемы с тем, что вам не дадут достаточно сильно рисковать, будут требовать бизнес-планы на 5 лет вперед, требовать определенности и стабильности.


6. Венчурное долевое финансирование
- вы продаете долю в компании за инвестиции. Тут важна максимизация роста, например, чтобы возврат на вложенные инвестиции был 100x за 5 лет, хотя бы в теории, рынок от $100M и рост 200% в год и выше. Только так может появиться "пузырь единорога" (компания с оценкой выше $1B+), который покроет 90% провалившихся стартапов.

Другие статьи канала 10 идей и трендов дня

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
7.


Royalty Financing
- интересная схема, при которой нет жестких временных рамок и инвестор получает % от вашего роста. Например вам дают $1M и хотят заработать как минимум $3M (3x), при этом вы отдаете когда сможете, например 10% от прибыли, ежемесячно, пока не вернете $3M. В случае если прибыль просела
- отдаете меньше, прибыль выросла
- больше. Более удобная схема, чем ежемесячные фиксированные выплаты по кредитам, особенно если в бизнесе есть сезонность.
8. Конвертируемый долг
- когда вам дают деньги, которые конвертируют в будущие акции компании на определенных условиях.


9. Венчурный кредит
- тот же самый кредит под активы. Например 5x за 5 лет ~ 38% годовых.


10. ICO
- бум прошел, но инструмент интересный. Там условно можно выделить 2 крупных модели:
- "ICO как карудфандинг"
- в этой модели ничего особенного, тот же краудфандинг, см. выше.

- "ICO как IPO"
- эта модель интереснее, в ней ты с первого дня выпускаешь акции-токены своей будущей компании. Если в классической компании IPO (продажа акций на бирже)
- это цель, к которой идут 10-15 лет, то тут IPO с первого дня. К сожалению, пока эта схема никак не защищает инвесторов и 90% ICO прошлого года оказалось скамом (обманом). Я даже не говорю про разные правовые ограничения.

Мораль
- для каждого типа проекта подходит свой тип инвестиций, универсального подхода нет.

Как этой шпаргалкой пользоваться:
1. Берете свой проект и эту шпаргалку, проходите по списку.


2. Если ни один способ не подходит, значит остается только больше инвестировать в себя: больше работать, больше учиться, знакомиться с новыми людьми.

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Способы усиления команды проекта

Слабые команды считают, что все, чего им не хватает
- найти побольше денег на проект, привлечь инвестиции.

Инвесторы считают наоборот
- денег на рынке слишком много, девать некуда, а инвестировать не в кого, нет сильных команд.

А что думают сильные команды? Они считают, что все, чего им не хватает
- еще больше сильных людей.

Но, что если вы осознали, что у вас команда, мягко говоря, не очень сильная. Или вы вдруг поняли, что не те люди делают не тот проект.

Тут всего 3 пути:
1. Прокачать себя. Хорошая новость, что в большинстве тем и рынков можно с нуля стать экспертом буквально за 1-2 года, было бы желание.
2. Сменить или закрыть проект.
3. Привлечь кого-то сильного со стороны, кто закроет недостающие компетенции.

Сегодня #10идейдня про то, как усиливать команду


1. Начать с себя. Компания
- усредненная копия ее основателей. Тут важно более четко определить свою роль и усиливать ее. Обычно это или экспертиза в предмете (хакер) или в рынке и продажах (хастлер).


2. Уволить себя из этого проекта. Обычно самое слабое звено
- это ты сам. Подумай, как уволить себя из каких-то ролей и найти на эти роли кого-то, кто на порядок круче тебя. Высший пилотаж
- уволить себя со всех ролей, но остаться с долей в этой компании. Постоянно увольнять себя и постоянно искать новых, более сильных людей.


3. Найти сильного партнера. Если вы хакер (автор, эксперт в предмете)
- продюсера/хастлера, человека с базой клиентов и опытом продаж. Если вы эксперт в рынке и продажах, то наоборот
- хакера, автора, эксперта в предмете. Это нельзя сделать быстро, с момента знакомства и каких-то первых проектов, может пройти 2-3 года.


4. Найти ментора/тренера/советника. Кого-то, кто уже один раз прошел нужный вам путь и может существенно сэкономить время и деньги, предостерегая от глупостей на старте и подсказывая оптимальный путь. Для него главная мотивация не деньги, а увлеченность, амбиции и драйв основателей. Слишком много искателей денег с пустыми глазами и слишком мало горящих глаз, которые действительно хотят сделать что-то крутое и уже что-то делают в этом направлении.


5. Взяться за идею, которая на порядок более крупная и амбициозная чем та, что есть сейчас. Под крутую идею можно привлечь сильных людей даже бесплатно. А под слабую идею (очередной интернет-магазин), даже слабых людей придется привлекать за большие деньги.


6. Пройтись по знакомым инвесторам и получить от них жесткую обратную связь. Это лучший консалтинг из возможных, причем бесплатный и болезненный.


7. Начать вести блог на злободневную тему, которая будет притягивать людей. Формировать сообщество вокруг это темы и дальше и привлекать лучших из сообщества в команду. Если сообщество не формируется, значит идея мелкая и не притягивает.


8. Искать не тех, кого ты хочешь нанять на работу, а тех, к кому бы ты с удовольствием сам нанялся поработать, набраться опыта.


9. Найти аналогичные проекты в аналогичный период, но на других рынках, например в US. Посмотреть, кто у них был в команде в тот период, как они распределяли роли, кого нанимали. Много чего можно найти в прессе, в crunchbase, например.


10. Часто те, кого ты считал конкурентом, являются лучшими союзниками и партнерами, вопрос лишь правильного определения главного, более крупного конкурента, против кого можно объединиться. Важно вовремя это понять и самому сделать первый шаг навстречу.

Еще варианты? Напишите в комментариях. https://www.facebook.com/alexey.chernyak/posts/10156782122644242

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Мероприятия в клубах и барах.

Или чем завлечь посетителей в понедельник вечером. Большинство клубов, кафе и баров страдают от недозагрузки вечерами в будни. При этом битком забиты вечерами в пятницу-субботу.

Для выравнивания загрузки используют "счастливые часы", специальное меню, и разные акции.

Но, пожалуй, лучшее решение
- организовывать мероприятия, куда люди приводят своих друзей и приходят группами (выше средний чек, ниже стоимость привлечения). Еще лучше, когда эти мероприятия имеют регулярный формат и аудитория почему-то ходит на них регулярно(возвращаемость, retention).

Вот список интересных форматов, которые я встречал в Москве. #10идейдняДополните вашими вариантами в комментариях.


1. Стендапы и открытые микрофоны. Участники, часто сами зовут друзей и своих подписчиков.


2. Science Slam
- батлы ученых в пабах и клубах. Каждый ученый делает презентацию по 10 мин. Народ напивается и вроде бы как узнает что-то новое.


3. Реп-батлы. Типа как Оксимирон и Слава КПСС, только при условии, что участники сами приводят с собой своих друзей.


4. Дебат-клубы. Где люди обсуждают какие-то острые темы, а участники голосуют. То же, что и реп-батлы, только зануднее.


6. Paint Nite, Art Party
- и подобные, где ты рисуешь картины и пьешь вино. Пару лет назад был бум на этот формат. Сейчас он вроде бы сдулся. Формат наиболее выгоден продавцам вина, так как для них это шикарный канал продаж.


7. Мафия и подобные. Мода, кажется, почти прошла, но было время, когда в эту игру играли в каждом заведении, организовывали чемпионаты и лиги.


8. Паб квизы. Викторины в пабах. Популярны в Европе и US. В СНГ наиболее популярна белорусская франшиза Мозгобойня.


9. Выпускные концерты разных музыкальных школ, или других артистичных коллективов, когда 10-20 выпускников презентуют себя по 2-3 минуты, а потом устраивается вечеринка.


10. Ну и просто музыкальные концерты, с живыми музыкантами и DJ-ями на разные темы и в разных стилях.

Как вы думаете, какое из этих мероприятий наиболее выгодно с точки зрения владельца заведения и почему? (лучше с примером заведения)

Напишите в комментариях. Особенно интересно услышать мнение самих рестораторов. Какие еще интересные форматы вы встречали и пробовали?

https://www.facebook.com/alexey.chernyak/posts/10156779829009242

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Чему мы можем поучиться у нейронных сетей и других алгоритмов, пока не поздно

Говорят, в будущем останется 3 вида работ и 3 класса людей:


1. Люди, которые «на ты» c AI (Искусственный Интеллект), умеют создавать полезных роботов, писать программы, создавать продукты, заниматься творчеством. В общем, делать те вещи, которые AI пока не может.


2. Роботы, сервисы на базе AI и прочих алгоритмов, которые отберут основную работу у людей. Люди не в состоянии будут конкурировать с роботами по скорости, качеству и цене выполнения большинства видов работ. Этот тренд уже заметили и продавцы супермаркетов, и рабочие на заводах, и сотрудники ГИБДД.


3. Низкооплачиваемые профессии, куда еще долго не проникнут роботы. Например, работа горничной или сантехника. Люди готовы выполнять эти работы совсем дешево. Тут же появляется огромный класс «ненужных людей», для которых не осталось никакой работы, потому что они почти везде проиграли роботам и алгоритмам. Удел 90% населения
- игры и безусловный базовый доход. Вот почему на киберспорт возлагают такие надежды.

Прогноз с большой вероятностью сбудется на горизонте 10-30 лет, хотя конечно никто ничего не знает и все может пойти по другому сценарию.

В общем, у желающих еще есть немного времени подготовиться: изучить AI или начать прокачиваться в танчиках.

В первом комментарии ссылка на статью и книгу, с которой рекомендую начать погружение
- лучшее, что я нашел на просторах интернета.

Вот несколько житейских аналогий, которые должны возбудить ваше любопытство к AI #10идейдня


1. Для обучения чему-угодно нужны крайности, полярные примеры. Детей учат в стиле “это хорошо, а это плохо”. Так проще проводить границу и показывать разницу. То же самое и в нейронных сетях. Потом, повзрослев, ты понимаешь, что нет ни "хорошо", ни "плохо"
- это нужно было лишь для обучения в детстве. В этот момент ты переходишь к тонким оттенкам и нюансам.


2. В любом деле нужна насмотренность. Для качественного обучения нужно посмотреть очень много примеров, желательно очень разных. Для обучения нейронных сеток подают по 10 тыс. разных примеров и больше.


3. Жизненный опыт. Полезен и в то же время вреден. Человек может обучаться на 2-3х примерах, почему? Наш мозг использует свой предыдущий опыт (предыдущие 10 тыс. примеров и 20 лет жизни), которые мы обобщаем по аналогии.

Но этот опыт может быть неуместным при резкой смене ситуации, технологии или понятий. Сейчас все меняется каждые 10-20 лет. Не факт, что наши дети должны вообще чему-то учиться у нас и слушать нас. Этот опыт, может быть не так ценен, как их новый, которого у нас нет и уже не будет.

Мой дядя вырос и жил в СССР и считал, что покупать мандарины за 10 руб. а продавать за 50 руб.
- преступление. Когда в 90-е наступил дикий капитализм, его прошлый опыт помешал ему в адаптации к новой ситуации. До сих пор мешает.


4. Если не знаешь как жить дальше, используй принцип «градиентного спуска». В математике так ищут локальный минимум или максимум. Ты просто оглядываешься по сторонам и задаешь себе вопрос: какой следующий шаг максимизирует мои возможности? Туда и идешь. В следующей точке снова задаешь себе этот вопрос. Вполне возможно, что так ты промахнешься мимо чего-то стоящего (глобального оптимума). Но в условиях неопределенности и тумана никакого другого алгоритма нет.


5. Признаки, классификация и кластеризация. В начале обучения нужно выделить признаки и как-то их разобрать по кучкам. Например, что у кошки есть глаза и лапы и они бывают разных форм и размеров, а у стартапа есть юнит-экономика и она может сходиться, или нет. Но если ты ни разу не видел ни кошку, ни стартап
- очень трудно понять, что это такое, ты даже слов таких не знаешь.


6. Хорошо, если какой-то внешний учитель сделал классификацию признаков/понятий за тебя и все разложил по-полочкам. В этом случае обучение идет на порядок быстрее. Но что если внешнего учителя нет? Нужно продолжать смотреть примеры и кейсы (возможно те самые 10 тыс.) и чувствовать себя идиотом, пока мозг не начнет выделять в них общие признаки и как-то классифицировать. Это основа самообучения.

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
7.


Качественные размеченные данные
- самый дорогой актив во всей этой истории на текущий момент. Компании легко выкладывают свои алгоритмы, но редко кто делится данными.
8. Ошибка
- ключевой элемент обучения. Это разница между правильным ответом (планом, целью) и полученным результатом (фактом). Кто не ошибается, тот не учится.


9. У любого сигнала есть порог срабатывания, для отсечения шумов и случайностей. Для принятия важного решения должно прийти несколько сигналов из разных источников. Чтобы человек купил продукт, он должен увидеть рекламу 5-10 раз (теория 7 касаний).


10. Обучение с подкреплением. Оптимальные алгоритмы выживания и минимизации рисков в разных ситуациях. Это отрабатывается в игровых симуляторах и затем переносится в реальную жизнь. Например, самопилотируемые автомобили сначала учатся ездить по «виртуальному городу», где ходят виртуальные пешеходы, которые все время пытаются попасть под колеса. Машина обучается вести себя правильно в разных ситуациях, а затем ее выпускают в город.

Какие интересные и практичные статьи, курсы, книги можете порекомендовать по этой теме? https://www.facebook.com/alexey.chernyak/posts/10156777623694242

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Идеальная медицина

В ноябре-декабре было много событий с моими друзьями и родственниками, из-за которых я задался вопросом: как должна выглядеть идеальная медицина?

В теории ответ такой: «Медицины нет, а функция выполняется. Все здоровы и никогда не умирают». Но до этого идеала, возможно, не все доживут, поэтому вот несколько простых правил, которые я вывел на своем личном опыте к текущему моменту. Дополните в комментариях. #10идейдня


1. Важна не клиника, в которой тебя лечат, а врач-специалист. Бренды клиник вообще мало значат, только люди. Нужно точно знать, к кому именно ты идешь. Это должен быть человек по рекомендации. И, да, за это нужно платить. Очень странно пропивать по пятницам по 10 тыс. руб. и потом жадничать один раз в год заплатить 5 тыс. руб. врачу, который пытается спасти твою пропитую печень.


2. Как понять, к какому врачу обращаться? Его рекомендуют другие врачи и они сами к нему ходят. Куда врачи водят своих детей на лечение? Это и есть лучший педиатр, например. Обычные люди часто не могут дать адекватных оценок, они не эксперты и их рекомендации не самые лучшие.


3. Готовь смолоду базу/контакты проверенных врачей на разные случаи жизни. Возможно, в будущем это спасет тебя и твоих близких.


4. Единственный человек, который может тебя вылечить
- ты сам. Ни врачи, ни таблетки, ни знакомые, никто другой. Они могут лишь помочь, или помешать, или ускорить, или затормозить. «Люди могут жить долго, но как их заставить?»
- очень меткая фраза из какой-то социальной рекламы.

В системе здравоохранения нет понятия «здоровья», есть только понятие «болезнь». Здоровье
- личная ответственность каждого и субъективное ощущение. Здоровье невозможно ни на кого переложить, хотя очень хочется.

Если принять установку «кроме меня
- никто», тут же становится понятным, что ты должен сам вести где-то историю своих болезней. Сам разбираться в логике лечения, вовремя проходить диагностику и обращаться за помощью. Сам разбираться в причинах и следствиях, в противоречивых диагнозах.


5. Диагностика
- этап, на котором нельзя экономить. И при этом на него почему-то все забивают. По разным данным 50% диагнозов неверны или недостаточно точны. Тебе прописывают антибиотики, в то время, как достаточно просто попить чай. Здесь нужно обязательно подключать второе и третье мнение. Для этого пересылать электронные документы 2-3м другим врачам.


6. Динамика показателей гораздо важнее текущего состояния. Но почему-то ни в Инвитро, ни в своей мед.карте, ни в каком другом сервисе я не могу увидеть динамику своих показателей крови, например из года в год, хотя они где-то должны быть. Единственный путь
- вести это в эксельке или в каком-нибудь приложении самому. Идея здравая, но такой учет никто не ведет, и я тоже.


7. Наша медицина имеет Freemium-модель. То есть базовый функционал бесплатен, но за качество нужно доплачивать. Большинство дорогих исследований можно получить бесплатно и по полису. Электронная запись неплохо работает. Позитивные изменения на лицо.

В РФ отличное оборудование во всех городах
- миллионниках, хорошо работает скорая помощь. Я бы даже сказал: захочешь помереть
- не дадут.

При этом у нас явный перебор аптек и таблеток. Я как-то писал пост, в котором жаловался, что в моем районе слишком много аптек. В каждом доме по 2-3 штуки. Такого нигде в мире больше не встретишь. И что вы думали? За эти 3 месяца в моем доме закрылся очередной барбершоп и салон красоты. В них открыли еще 2 аптеки. Шах и мат.

Возвращаемся к пункту "кроме тебя
- никто", нужно делать поправку на систему, которая обязывает тебя на каждый чих покупать 10+ видов ненужных лекарств.

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
8.


Основа здорового образа жизни не изменилась за последние 10 тыс. лет. (здоровый сон, умеренное питание, прогулки и т.п.) Но каждый день появляется сотни новых диет, течений, учений и их разновидностей. Вопрос, какая из этих диет работает? Ответ
- ни одна, потому что если бы хотя бы одна из них объективно работала, то она тут же получила бы преимущество перед другими и вытеснила бы остальные с рынка. Поэтому у нас рынок на котором 1 млн. неработающих диет.
9. Из наблюдений за знакомыми 80-90 летними, главное условие здоровья и долголетия
- приносить пользу людям и жить в крупном городе с хорошей медициной и интересной движухой. Как только человек в возрасте понимает, что его "списали на пенсию", здоровье резко падает. А вы уже придумали чем займетесь в свои 90 лет?

Фаталисты говорят, что "старуху с косой" не обмануть всеми этими ухищрениями. Зато можно прийти к ней в хорошей форме и с отличным самочувствием, а можно дряблым брюзгой. Такой вот парадокс и личный выбор каждого.


10. Телемедицина. Из сервисов пользовался только Doc+. Вполне работающий вариант, когда тебе нужно прямо сейчас получить консультацию и ты вообще не понимаешь, что делать. Но из-за законодательных ограничений я не могу там получить окончательный диагноз или рекомендации по лечению, обязан топать в клинику.

Хотя в 90% случаев достаточно сдать анализы в Инвитро и получить квалифицированную консультацию онлайн (диагноз + лечение, таблетки и т.п.) и это должно вскоре появиться.

Кстати, а вы встречали сервисы телемедицины (может быть не в РФ, а в любой другой стране) где бы вам онлайн могли посмотреть все анализы, поставить диагноз и назначить лечение?

Напишите в комментариях + ваши медицинские лайфхаки https://www.facebook.com/alexey.chernyak/posts/10156774973284242

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Интересные мысли от Naval

Naval Ravikant (в твиттере @naval )
- основатель AngelList периодически выдает концентрат мудрости, помноженной на краткость из-за формата твиттера.

Вот #10идейдня, которые больше всего приглянулись, в моей вольной интерпретации.


1. Карьеры не существует. Это понятие давно умерло. Просто делай то, что тебе нравится, развивай полезные навыки и оформляй результаты так, чтобы сетевой эффект их мог многократно приумножить.


2. Ищи сложные проценты. Можно просто обменивать время на деньги, а можно при этом наращивать актив. Например, одни разработчики делают сайты под заказ, каждый раз новый сайт под нового заказчика. А другие, начинают с того же самого, но в процессе создают отдельный продукт, например, конструктор сайтов tilda.


3. Усилия не равны результату. 2000 лет назад это было так, но в эпоху знаний
- все по другому. Сейчас хороший программист, может за несколько часов написать кусок кода, который будет потом оцениваться в миллионы долларов. При этом другие могут всю жизнь работать от зари до зари и не заработать даже 1/10 денег того программиста.

Стоит выбирать такие работы, где результат может быть супербольшим и не зависеть от усилий. Хорошие примеры
- быть продактом, продажи, стартапы. Работы, которые стоит избегать
- техподдержка, такси и т.п. где время линейно обменивается на деньги. То, что ты делаешь (выбор дела), гораздо важнее того, насколько усердно или качественно ты это делаешь.


4. Сорок рабочих часов в неделю
- это пережитки прошлого. Современные работники умственного труда скорее похожи на спортсменов
- спринтеров. Они тренируются, делают короткие забеги и отдыхают между подходами.


5. Ты
- продукт. Нужно учиться постоянно вытягивать из себя новые продукты, которые основаны прежде всего на сочетании твоей уникальности и твоих навыках. На старте любого проекта
- основатель и есть человек
-продукт, который потом "отчуждает" себя самого в некий алгоритм или кусок кода, так что это становится масштабируемым.


6. Дисциплина
- это лишь борьба тебя самим с собой, в тот момент, когда ты делаешь то, чего на самом деле не хочешь.


7. Трудный выбор
- легка жизнь, легкий выбор
- трудная жизнь. Если стоишь перед выбором 50/50
- выбирай более трудный путь и более сложное дело. Если выбор настолько трудный, что требуется составить список "за и против"
- просто скажи "нет" и забей.


8. Основа счастья и уверенности
- отсутствие нужды в одобрении или признании. Если ты выступаешь публично и тебе пофиг на признание или критику, ты будешь спокойнее и увереннее и в итоге выступишь гораздо лучше.


9. Конфликты и революции происходят не между народом и властью, и не между "низами и верхами", а между элитами, то есть между верхами и верхами. В какой-то момент они сотрудничают, а в какой-то момент они перестают сотрудничать и начинают воевать.


10. Хорошее тело, любящая семья, отличное самочувствие, здоровые отношения и бодрость духа
- это то, что нельзя купить ни за какие деньги, это можно заработать только личным трудом.

P.S. Один знакомый сказал, что лучшим решением его прошлого года было удалиться из FB/TG/VK и др. и полностью перейти в Twitter. А вы что думаете?

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Законы маркетинга

Вольный пересказ некоторых пунктов из книги "22 непреложных закона маркетинга" Джек Траут и Эл Райс. #10идейдня


1. Закон первого. Быть первым важнее чем быть лучше/качественнее. Гораздо лучше создать свою категорию и быть в ней первым. Никто не вспомнит, кто 2-м вылетел в космос, хотя он был круче. «Если быть, то быть первым» (В. Чкалов). В чем вы можете быть первым в какой-либо узкой нише? Например, вы можете быть первым дизайнером одежды для девушек
- парашютисток. Можете создать свою категорию «бухгалтерские услуги для образовательных интернет-проектов» и быть в ней 1-м.


2. Закон категорий. Если ты не можешь быть первым в категории, создай свою, в которой ты будешь лучшим. Всех интересует НОВОЕ, и лишь некоторых интересует ЛУЧШЕЕ. Новости генерят огромный трафик (новое), в то время как длинные лонгриды (качественное) читают единицы. Новую категорию можно получить миксуюя две старые. Например «дизайн» и «сон», получаем новую категорию «дизайн сна».


3. Быть первым в мозгу. Лучше первым попасть в мозг человека (клиента), чем первым на рынок. Маркетинг –это битва за умы и восприятие, а не за продукт. Этот закон – усиление п.
1. Америку открыли раньше Колумба, но в массовое сознание Колумб попал первым. Когда появился Групон и Биглион , конкуренция была на уровне «кто первый позвонит» тому или иному поставщику услуг (ресторану, салону красоты) и кто с ним первым встретится и расскажет о новом формате. Когда приходил 2-й игрок, он явно проигрывал, хотя мог на рынке быть 1-м.


4. Закон восприятия. Маркетинг – это битва за восприятие, а не за товар. Многие думают что хороший продукт в итоге победит. Но на самом деле, наше восприятие – это реальность, а все остальное, в том числе и продукт и сама реальность – не более чем иллюзия. Быть и казаться – одно и то же. Ложки не существует (к/ф Матрица). Мерседес и BMW бьются не за качество/стиль/дизайн – а за то, что мы думаем об их качестве/стиле/дизайне. Это основа информационных войн.


5. Закон фокусировки. Нужно иметь свое слово в голове человека. Простое слово, с которым тебя ассоциируют. Должно быть одно простое слово, направленное на выгоду человека. Например, Mitsubishi всей рекламой вдалбливает одно слово «надежность». А Сбербанк
- «рядом».


6. Закон эксклюзивности. Две компании, не могут иметь одного слова в мозгу человека. Слово «Фастфуд» занято Макдональдсом и другая компания туда уже не влезет. Так же как с категориями – нужно придумывать новые слова, миксуя старые или заимствуя из других языков.


7. Закон заключенного. Стратегия строится в зависимости от того слова, которое вы заняли в мозгу человека. Если это «фастфуд», то все конкурентные преимущества строятся вокруг «фаст», то есть вокруг скорости обслуживания. У Групона первоначально ключевым было «группа»
- коллективная покупка, но по факту оказались "скидки".


8. Закон двойственности. В долгосрочном плане любой рынок – это состязание 2-х игроков: Кола и Пепси, Рибок и Найк и т.п. Это от нашего свойства – иметь всему альтернативу.


9. Закон от противного. Если вы метите на 2-е место, ваша стратегия определяется игроком №
1. Не нужно убивать 1-е место, нужно создать альтернативу. Очень правильная позиция «найти себе врага». Некоторые себя называют в стиле «убийца iPhone»
- слегка ошибочно, лучше позиционироваться «главный соперник iPhone – в 2 раза дешевле и с живучей батареей».


10. Закон хайпа. Чем хуже у компании дела, тем больше и чаще про нее пишут в прессе, тем чаще ее основатели ездят по конференциям и дают интервью. Откройте РБК, например, и посмотрите под этим углом.

Какие еще любопытные законы маркетинга вы проверяли на себе? Напишите в комментариях. https://www.facebook.com/alexey.chernyak/posts/10156770420679242

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Что больше всего влияет на рост зарплаты и карьеру?

Я видел много случаев, когда рост зарплаты и карьеры был стремительным, например в 2 раза за год. И видел еще больше случаев, когда за 5-10 лет ничего не происходило и даже ухудшалось.

Сегодня в рубрике #10идейдня пост не для предпринимателей и стартапов, а для тех, кто работает по-найму.

Итак, вот несколько механизмов, которые обычно приводят к быстрому карьерному росту (это далеко не все, добавьте в комментариях ваши варианты из личного опыта)


1. Сделать успешный проект/кейс
- часто это становится основой, для дальнейшего роста.


2. Пройти внешние курсы, обучение, акселерацию, повышение квалификации.


3. Постоянно самообразовываться, осваивать новые полезные навыки, уделять этому хотя бы 1-2 часа в день.


4. Участвовать в корпоративной программе карьерного роста, акселераторе, инкубаторе, университете.


5. Добавить активности
- более активно искать работу, отправлять резюме, более активно ходить на собеседования. Вроде бы очевидная вещь, но большинство это просто не делает.


6. Активно заводить новые знакомства на мероприятиях, нетворкинг.


7. Выступать на конференциях, мероприятиях. Хороший способ, чтобы тебя заметили.


8. Просто дождаться, пока освободиться место наверху. Как говориться "Если долго смотреть на девушку, можно увидеть как она выходит замуж".


9. Начать активно писать на профессиональные темы – вести блог, публиковать статьи.


10. Заняться побочным проектом, наработать новую квалификацию, которая станет трамплином в новую профессию или рынок.

Говорят, еще помогает с кем-нибудь переспать, но мне на пути такие варианты не попадались, поэтому в список top10 не включил.

Добавьте еще вариантов и поучаствуйте в опросе https://biznesmodeli.typeform.com/to/xnjVOE

Когда накопится достаточно ответов для статистики, опубликую обобщенные результаты. Расшарьте опрос знакомым, чтобы ускорить этот момент.

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Главные принципы email-маркетинга

Буду иногда обобщать основные принципы работы с теми или другими каналами продаж. Сегодня, некоторые принципы email-маркетинга (далеко не все, дополните в комментариях). #10идейдня


1. Максимум пользы. Пишите полезные письма как для друзей и для себя, чтобы даже через год было интересно перечитать. "Кладите больше заварки, маркетологи!". Потом читайте, переписывайте и добавляйте ценности еще. Всегда ведь можно добавить ссылки на чужие полезные статьи, рекомендации книг или людей.


2. Стоит помнить, что каждый email обходится минимум в $10 (это средняя цена в разных проектах, которые я знаю). Относитесь к этому как к большой ценности, как к деньгам. Люди давно перестали давать email просто так, только в обмен на что-то действительно полезное и ценное.


3. Лучшесть. Письма
- это тот же продукт. Причем на дико-конкурентном рынке, моя почта завалена, ваша наверняка тоже. Вопрос, почему я должен читать ваши письма? Они супер-полезные или они супер-интересные или вы мой близкий друг или там информация на миллион долларов, почему?


4. Элемент неожиданности и игры. Письма приходят по-одному с каким-то интервалом, это создает элемент неожиданности и сериала. Лучше делать и смотреть интересный сериал не так ли?


5. Никакого спама. С этим научились бороться настолько хорошо, что спам потерял всякий смысл. Что такое спам? Когда вы пишите бесполезные письма с рекламой или не тем людям. Понятно, что везде где можно стоит использовать двойное подтверждение подписки (duble opt-in), а так же подписи SPF DKIM DMARC.


6. Постоянство крайне важно. Отправлять хотя бы 1 письмо в неделю по своей базе.


7. Email
- живее всех живых. Многие говорят, что соц.сети убили email-маркетинг, но на самом деле, круче email-маркетинга пока ничего не придумано и вот почему:a. Email у людей появляется обычно на первой работе, а значит и деньги. У людей, у которых есть instagram и нет email
- обычно нет денег. На email приходит все самое важное из банков, про деньги, про зарплату, вся авторизация через email. Хочешь не хочешь
- его будешь проверять.b. Email
- это ваша личная база. Вы ее можете скачать и сохранить. Это ваш актив. В отличие от этого алгоритмы Facebook или Instagram
- изменяются и ими нельзя управлять. c. Email-ы можно загружать в Facebook, VK, Mail и делать по ним ретаргетинг и looklike, и это очень эффективный метод.


8. В норме письма открывают около 20% читателей (open rate) из тех, кто открыл кликают по ссылкам еще около 30%


9. Постоянно делать A/B тесты заголовков, сегментов, форматов и т.п.


10. Цепочка писем
- та же посадочная страница, только развернутая во времени, блок за блоком.

В цепочке писем очень хорошо виден Retention (возвращаемость, повторные открытия). Возвращаемость читателей
- основа роста.

Если Open Rate (% открывших) в цепочке писем стабилизировался и не падает
- значит вы нашли правильный формат для правильной аудитории и дальше можно эту аудиторию наращивать.

Если Open Rate падает и повторно никто ваши письма не читает (а читают только новые), то инвестировать в рост email-базы бессмысленно.

Будет круто, если вы дополните этот список своими примерами, лайфхаками и принципами в комментариями. Тогда мы все станем более продвинутыми и нам будет приходить больше хороших email-ов, а не "стыд и спам".

https://www.facebook.com/alexey.chernyak/posts/10156765565184242

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Рисуй, стирай Так могла бы называться версия книги " Пиши, сокращай" для UX - дизайнеров.

Рисуй, стирай

Так могла бы называться версия книги "Пиши, сокращай" для UX
- дизайнеров.

Лучший дизайн
- его отсутствие. Главное в музыке
- тишина, в речи
- паузы, а в тексте
- то, что между строк.

10 эвристик (правил) хорошего интерфейса от Якоба Нильсена. Классика, но возможно кто-то не читал. Пересказываю как умею. #10идейдня


1. Информируй пользователя о текущем состоянии. Где он, что происходит, что сделал. Нужна быстрая обратная связь в условиях ограниченного пространства
- одного экрана.


2. Делай похожим на привычное, на реальный мир. Не заставляй людей думать. Если это кнопка на сайте, она должна быть похожа на физическую кнопку, а не на квадратик.


3. Дай возможность вернуть как было и отменить действие. "Я что-то нажал, а оно пропало". Нужно, чтобы была понятная возможность откатиться на шаг назад.


4. Делай однообразно, стандартно и тупо. Не должно быть никаких двойных терминов, толкований. Одно и то же действие или объект стоит называть и рисовать везде одинаково.


5. Предотврати ошибки. Везде где есть возможность ошибиться, люди будут ошибаться как назло. Минимум полей, минимум неоднозначностей, подсказки и помощь.


6. Все должно быть на виду. Представь, что люди
- существа без памяти. Когда мне приходит из банка смс с 6 цифрами, а потом я перехожу на другой экран чтобы ввести эти цифры, я уже успеваю их забыть.


7. Гибкость и для "чайников" и для "гуру" в одном месте. Для новичков нужно многое разъяснять, а для "гуру" не стоит повторять одно и то же. Искусство
- совместить это в одном интерфейсе.


8. Минимализм. Рисуй, стирай, упрощай. Как было написано выше, лучший дизайн
- который никто не заметит при выполнении полезной функции.


9. При появлении ошибок
- предлагать однозначный и понятный вариант их решения.


10. Справочные материалы и документация. Лучше, когда к ним никто не обращается, потому что и так все понятно, но все же они должны быть.

Я бы добавил еще 2 эвристики:
11. Проектируй сразу интерфейс будущего сайта под iPhone или Apple Watch
- чем в более узкие рамки себя загонишь на этапе проектирования, тем проще и понятнее будет потом.


12. Делай черно-белым. Тогда не нужно будет думать о сочетаемости цветов (тот еще гемор) и меньше людей смогут подловить тебя на безвкусице.

Какие еще есть "золотые правила" при проектировании интерфейсов в UX? Напишите в комментариях https://www.facebook.com/alexey.chernyak/posts/10156763448049242

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
5.


Сила воли. Давайте сядем вместе силой воли, авось это всех взбодрит. Просто совместные посиделки с 10 до
19.00 вряд ли что-то дадут или могут превратиться в совместную трату времени друг друга. Расскажите про ваш опыт в комментариях. Когда вы поняли, что вот она
- точка невозврата, хватить "мутить" и пора начинать работать. Что вас пнуло под зад и что из этого вышло? https://www.facebook.com/alexey.chernyak/posts/10156760897029242

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Нишеброды или когда пора переходить от тестов к полноценной работе.

Бывает, что люди заиграются в «стартаперов» и вместо того, чтобы наконец-то начать зарабатывать несколько лет проверяют гипотезу за гипотезой, MVP за MVP, нишу за нишей. Видел определение для таких случаев
- «нишеброды», очень подходящее.

Иногда, нишеброды встречаются друг с другом и задают себе вопрос
- может пора уже заняться проектом вплотную, хватит тестировать? Может стоит всем уволиться со своих предыдущих работ, снять офис и поработать как следует фултайм (полный рабочий день) 3-6 месяцев? Иначе такими темпами мы никогда не построим «единорога». (на сленге это
- частная компания с оценкой $1B+)

Вот несколько примеров когда переход к фултайму срабатывает и когда не очень. #10идейдня

Когда это срабатывает (5 случаев):
1. Внешний инвестор. Самый частый случай, когда команда переходит от «нишебродства» к фокусированной работе над одним проектом
- внешний инвестор. Когда кто-то один берет на себя риски и говорит, вот X денег на период Y, нужно добежать до показателей Z, тогда будет то-то. Кто-то один берет на себя максимум рисков, а все остальные бросают все свои предыдущие проекты и начинают фигачить над одним.

Инвестор может нанимать команду за зарплату, а может быть соинвестором. Чаще второе.

Почему этот кто-то один берет на себя такие риски? Либо он увидел возможность получить 10-50x на вложенные деньги в короткой перспективе либо для него это несущественные деньги, в отличие от других участников команды. Он думает, почему- бы не попробовать, это в любом случае прикольнее, чем проигрывать в казино, а так я еще друзьям скажу, что я теперь инвестор, круто же?

Иногда этот инвестор, работает в какой-нибудь крупной компании в хорошей должности и получает $20-50k в месяц белую зарплату, $10-20k в месяц из которых он смело инвестирует на разные эксперименты. Если инвестор угадал и команда сильная
- это срабатывает.


2. Внезапно поперло. Бывает, что в процессе тестирования, один проект начинает так сильно расти, что всем становится очевидно
- вот же оно, нужно все бросать и делать именно этот проект.


3. Прошли «долину смерти». Если проект органически преодолел порог 1-3 млн. руб. руб в месяц и стабильно приносит 500-700 тыс. руб. прибыли, то этого хватает, чтобы нанять 3-4 хороших специалистов, посадить их в офис и развивать проект «на свои». При этом основатели могут не сидеть фултайм в том же офисе, а выступать эдакими внешними инвесторами по отношению к наемной команде. Но могут и находиться в этом же офисе фултайм вместе с командой.


4. Подались в акселератор и хочешь не хочешь 3 месяца сидишь в одном коворкинге.


5. Когда есть хотя бы один человек, который настолько поверил в проект, что живет им, не спит по ночам и ворочается, потому что его прет от проекта. Человек все бросил и занимается этим проектом как безумный и личным примером показывает
- присоединяйтесь. Это чем-то похоже на п.1, только тут еще инвестиции энергии и времени, что гораздо сильнее и убедительнее.

Но чаще встречается другая ситуация, когда "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков".

Теперь 5 ситуаций, когда переход фултайму ничего не дает и даже вреден:


1. Когда экономика (юнит-анализ) не сходится. Тут очевидно, что любые попытки снять офис и больше фигачить
- лишь увеличивают затраты.


2. Когда проект мелкий, нет резкого роста и ни у кого нет даже гипотез, почему он вдруг вырастет. Никто этим проектом не заражается настолько чтобы инвестировать в него чрезвычайно много времени, энергии, внимания.


3. Когда у основателей комфортный образ жизни, понятная работа и источник дохода. В этом случае попытки фултайма или "левого проекта" лишь ухудшают этот образ жизни непонятно ради чего и не предлагая ничего существенного взамен. Да, вас может взбодрить проект по колонизации Марса, но вряд ли взбодрит идея сделать очередной интернет-магазин.


4. Когда это делается из страха, что все разбегутся. Если проект «мертвый» все итак разбегутся, а если живой и идея/потребность/рынок достаточно большие
- соберутся вновь.

10 идей и трендов дня
Управление проектами
Подписаться
Точка активации в продукте

Важно уметь показать ценность как можно быстрее, пока новый пользователь не ушел.

Несколько примеров:
1. Курсы английского. Для курсов таким является бесплатный пробный урок. Если преподаватель за 20-30 мин. сумел заинтересовать будущего ученика, то после после полного урока очень высокая конверсия в оплату. Поэтому в рекламе курсов обычно продается “бесплатный пробный урок”, а на «подписка на месяц»


2. Пластиковые окна. При продаже разных строительных услуг (пластиковые окна, замена дверей и т.п.) есть обязательный этап «вызов замерщика»
- это и есть точка активации. Как только к вам приехали и произвели замер, вы с большой вероятностью купите окна или новые двери.


3. Яндекс.Такси. Когда вы первый раз открываете приложение, рядом с вами рисуются иконки машинок, которых как будто бы много и все они только ждут, когда вы сделаете заказ. Часто это фейк (иконки нарисованы там, где машин на самом деле в данный момент нет), но психологически вы тут же понимаете ценность и готовы заказать.


4. Facebook, Twitter, WhatsApp. Для этих сервисов точка активации наступает в тот момент, когда вы там видите хотя бы 10-30 друзей (у каждого сервиса цифра своя). После этой цифры, вы вероятно уже не уходите из сервиса и пользуетесь им постоянно.


5. Рок-школы и курсы публичных выступлений. Для них точкой активации является «отчетный концерт», куда новоиспеченные выпускники зовут своих друзей и показывают свое мастерство. Если концерт удается, у всех возникает мысль «Вау! Как они научились этому всего за 2 месяца, я тоже так хочу!» и покупают участие в следующем наборе.


6. Фитнес. Там невозможно быстро показать никакого результата, кроме как красивого процесса. Красивый зал, красивый инструктор, прикольные разнообразные движения
- вот почему там продают абонемент на год, ведь после первого месяца обычно отваливается и перестает 90% покупателей абонемента.


7. Казино. Первый выигрыш или проигрыш, после которого возникает желание «отыграться»


8. Avito. Первый звонок по твоем объявлению. Вот почему в подобных досках объявлений есть собственный колл-центр, который сам названивает тем, кто заказал платное размещение, чтобы у тех возникало ощущение, что тут много клиентов.


9. Свой бизнес. Первые заявки от клиентов. Если заказы пошли, это вовлекает всю команду и начинается рост, если заказов долго нет
- команда распадается.


10. Tinder. Первые лайки и сообщения к твоей анкете и привлекательные анкеты других участников.

Точка активации
- это переломный момент в любой воронке продаж. Если событие произошло
- вероятность продажи дальше резко возрастает, если нет
- резко уменьшается.

#10идейдня

Напишите еще примеры в комментариях. https://www.facebook.com/alexey.chernyak/posts/10156757736509242

Рейтинг авторов

  • "Записки Дизайнера" (про дизайн и только про него 157 157 157
  • (Не) только немецкий 157 157 157
  • #анямастерконтента 157 157 157
  • #Фудтех 157 157 157
  • 10 идей и трендов дня 157 157 157
Показать весь рейтинг
Загрузка ...